Поиск по блогу

Перевести сайт - Translate this site

04 января 2011

Когда начинать заниматься баскетболом?

С определенной уверенностью можно сказать, что среди всех игровых видов спорта баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Корифей советского баскетбола Александр Гомельский неоднократно утверждал, что баскетбол является игрой ХХI века. И не согласиться с таким утверждением никак нельзя. Ведь придуманная игра на исходе ХIХ века преподавателем физической культуры в американском колледже Спрингфилд в действительности по своему накалу борьбы, ритму, эмоциональности, скорости как нельзя лучше отвечает нынешнему времени.

Трудно отыскать еще такую игру, в которой сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует физическому развитию человека. И не удивительно, что число почитателей этой интересной игры постоянно растет независимо от возраста и рода занятий. Вряд ли можно рискнуть посчитать общее число любителей и ценителей баскетбола на всех континентах земного шара. Но все же, давайте попробуем определиться, когда, как, ну и, конечно, кому следует начинать играть в баскетбол.

Итак, начнем с возраста игрока пришедшего в баскетбол. Существует масса различных мнений и рекомендаций, когда ребенку лучше всего начинать заниматься баскетболом. Большинство специалистов считают, что правильней всего приступать к занятиям в возрасте 8-10 лет. В этом возрасте, как показывает практика, лучше всего закладываются основы техники игры в баскетбол, создается база, на которой будет выстроена вся последующая работа по воспитанию хорошего баскетболиста.

Впрочем, начинать играть в баскетбол можно и в более раннем возрасте, к примеру, попробовав с первого класса. Но это ни коим образом не означает, что придя в спортивную секцию ребенок сразу приступит к постижению тонкостей игры в баскетбол. Начиная занятия в спортивной секции, дети на первых порах участвуют в различных подвижных играх, эстафетах и соревнованиях. Такие тренировки проводятся в непринужденной игровой обстановке под постоянным надзором тренеров. Тренера самым тщательным образом присматриваются к маленьким спортсменам, чтобы изучить их физиологические особенности, координацию движений, состояние психики и способности мышления. Анализируя способности маленького спортсмена, тренер сможет определить за счет каких физических и иных качеств из предложенного ребенка можно будет вырастить выдающегося баскетболиста.

И если вдруг ваш ребенок, в возрасте 14-16 лет, неожиданно подрос к двум метрам, то его тоже можно попробовать привести в баскетбольную секцию. С таким «поздним» игроком тренера обычно работают по сокращенной программе, обучая его только самым необходимым техническим баскетбольным приемам. Такие занятия в итоге отражаются на технике игры, умении обращаться с мячом и зачастую у таких баскетболистов отсутствует естественная непринужденность и легкость в движениях.

Следует отметить, что каждый игрок по-своему приходит в баскетбол. Одних приводят родители по своей инициативе, а другие дети обращаются к родителям, что они записали их в баскетбольную секцию. Но в большинстве случаев тренера набирают детей в обычных школах, а порой и просто заметив "талант" на дворовой баскетбольной площадке, и такие находки довольно часто дают самые положительные результаты.

По случаю, можно привести любопытный факт. Когда ребенку еще не исполнилось и десяти лет, то тренера буквально умоляют родителей, советуя, чтобы их ребенок занялся баскетболом. А после достижения ребенком возраста, скажем 12 лет, эти же самые родители теперь уговаривают тренеров, чтобы их ребенка приняли в баскетбольную секцию.

Довольно часто в беседах с тренером, родители потенциальных баскетболистов высказывают собственные сомнения о пользе занятий их ребенком баскетболом. В таких случаях оказывается достаточным пригласить таких родителей на обычную тренировку по баскетболу. Обычно после такого визита, в котором они могут наяву ознакомится с условиями проведения занятий и понаблюдав за психологической атмосферой в тренировочном зале, у родителей пропадают какие-либо сомнения.

Проводя отбор в баскетбольную секцию, тренер обращает в первую очередь на многие физиологические показатели – и в первую очередь это рост самого ребенка, длину рук, размер ноги, подвижность ребенка, кроме того интересны также антропометрические данные его родителей. Ну и, безусловно, учитывается желание играть самого ребенка. Если ребенок идет на тренировку без охоты, если он ищет поводы, чтобы не идти на занятия в спортивном зале имеет смысл задуматься о причинах такого поведения и посоветоваться с тренером.

Порой родители опасаются, что если их ребенок среднего или чуть ниже стандартных показателей роста, то в баскетболе ему делать нечего. И это довольно распространенное заблуждение. Не буду спорить, большой рост для баскетбола это хороший показатель, ведь высокий баскетболист обладает преимуществом при атаке кольца противника, да и в защите намного проще овладеть мячом при подборе его под кольцом. Но, к сожалению, высокорослые игроки значительно уступают в скорости, подвижности и выносливости баскетболистам "среднего" роста, а также в умении производить точные дальние броски.

В любом деле первостепенное значение имеет трудолюбие. Без труда невозможно достичь каких-либо значительных результатов. Если ваш ребенок начал заниматься баскетболом в специализированной детско-юношеской школе, то следует помнить, что как и в любой профессии здесь все нацелены на результат. А для достижения положительного результата придется рано вставать, делать зарядку, регулярно ходить на тренировки, выполнять указания тренеров. К тому же совместно с тренером надо сделать все, чтобы как можно больше заинтересовать ребенка баскетболом, аккуратно втянуть его в тренировочный процесс, и если хотите "влюбить" его в баскетбол. Ведь нельзя заставить играть, в творческом понимании этого слова – можно только помочь научиться этому. И к тому же следует помнить, что перед тем как выйти на игровую площадку и действительно "Заиграть", придется затратить огромное количество времени и сил.

Часто задают вопрос, – Скажите конкретно, в каком возрасте можно будет узнать, добьется ли мой ребенок значительных успехов в баскетболе?

Однозначного ответа нет, и точных прогнозов Вам никто не даст. Следует отметить, что в своей практике тренера ориентируются на различные тесты, которые позволяют составить как можно более полную картину о физиологических данных ребенка - но не более того.

Кроме того, проводится постоянное визуальное наблюдение за молодым баскетболистом, особенно во время тренировок и соревнований. И что немаловажно, а то и следует поставить во главу угла в определении перспектив спортсмена - ребенок должен быть азартен во время игры, он должен постоянно рваться в бой, в атаку и уметь постоять за себя и за команду. Нельзя отбрасывать понимание того, что физические данные – рост и комплекция играют немаловажное значение. Хотя довольно часто бывает так, что ребенок обладает хорошими физическими данными, в добавок налицо отличная техника и есть способности, но как только начинается игра – все это как-то сразу пропадает, потому что в нем нет в нем того бойцовского характера, игрового стержня настоящего баскетболиста. В результате, ни тренер, ни команда, ни болельщики не находят того, зачем они пришли на этот праздник спорта. Поэтому, как и в любом серьезном деле нельзя рассчитывать только на один из показателей и его качество - и поиск золотой середины в баскетболе так же актуален и вечен.

Хотя, если посмотреть на игру в баскетбол, то можно сделать довольно-таки шокирующий и в тот же момент откровенный вывод – это довольно простая игра. Но в тот же самый момент можно поймать себя на мысли, что баскетбол - очень сложная игра. Ведь не зря родоначальники этого потрясающего вида спорта - американцы часто любят повторять одну интересную фразу:

«Играть в баскетбол легко, а хорошо играть – очень трудно».

И с ними сложно не согласится.

19 комментариев:

  1. А я где-то недавно читал, что в ближайшем будущем возможно отбор детей в спортшколы будет идти по данным генетического анализа. Это такой анализ ДНК, которым выявляет "способности" к тому или иному виду спорта. У нас в Москве даже где-то есть уже такие медцентры, в которых можно сделать генетический паспорт.

    А было бы неплохо наверно. Интересно к чему у меня больше предрасположенность к баскетболу или к шашкам во дворе?)
    Это я иронизирую, не более =)

    ОтветитьУдалить
  2. А статья очень интересная, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Базелевский Д.Л.5 января 2011 г. в 14:43

    Здесь очень верно замечено, что определённого возраста, в котором стоит начинать заниматься баскетболом. И это правильно, но статья обходит не менее важный момент, что баскетболом необходимо заниматься.
    Не подумайте, что я до потери чувств и рассудка начал подобными словами пропагандировать баскетбол. Я понимаю, что "каждому - своё", "кому, что нравится", "на вкус и цвет" и т. д. Но вот пару минут назад прочитал в ветке "Чирилерам и "лидерам"....." выражение мастера Спорта о том, что всё то, что продаётся на матчах, это лучшее, что осталось для продаж на матчах за вековую эволюцию баскетбола в США.
    На мой взгляд, это же можно применить и к баскетболу в мире. То есть, баскетбол пройдя процесс эволюции за 100 лет в США, по прежнему делит 1-2-3 места с крайне американскими видами спорта бейсбол и американский футбол в Америке. Не имею точных цифр, но с уверенностью могу утверждать, что в мире баскетбол развит намного сильнее, чем два других американских вида спорта. Другими словами в процессе "эволюции" человечества баскетбол это то, что по прежнему остаётся, к тому же и развивается как в США, так и в мире. И заслужил баскетбол такое развитие не только потому, что все смотрели красивую картинку из NBA и мечтали быть такими же, а скорее всего, действительно правы некоторые спортивные аналитики и критики, что нет другой такой игры, в которой столь разнообразно может проявить себя любой человек. И даже не это главная причина популярности баскетбола во всех странах. Я думаю, не так важно проявление многих человеческих качеств с помощью баскетбола, а более важно то, что с помощью баскетбола можно воспитывать практически все необходимые качества человека. От координации, честности и чувства плеча товарища, до максимальной физической силы всего тела, находчивости и аналитического мышления.
    Вот такой момент мне кажется, не лишним был бы в такой статье. Хотя возможно, моё сравнение баскетбола в мире, с попкорном на матчах NBA не самое интересное, но то что выживает и остаётся лучшее надеюсь мне удалось подчеркнуть.

    ОтветитьУдалить
  4. Дмитрий Леонидович, а что вы думаете насчет симбиоза: генетика и баскетбол?

    ОтветитьУдалить
  5. Похоже что ничего. Что ж, это тоже ответ.

    ОтветитьУдалить
  6. Не торопите ход истории - похоже праздники ещё никто не отменял ;)

    ОтветитьУдалить
  7. Походу все дружно забухали))))
    Йейе!) Даешь праздники!

    ОтветитьУдалить
  8. Базелевский Д.Л.8 января 2011 г. в 22:28

    Антон
    Для организма вредно без праздников и выходных работать... ;)
    А по симбиозу, я наверное не буду оригинален в своём видении подобного слияния.
    Начну с Ф.Ф. Преображенского, который подытожил промежуточные итоги своих экспериментов, что гениев в любой момент, любая баба может родить. Так вот, я хоть не профессор, но уверен - лучше обходиться без экспериментов и просто прививать любовь к спорту, создавать условия для всех желающих, и что Россия, что Украина будет пачками рожать Кириленков, Мозговых, Ерёминых, Лищуков и так далее.
    И ещё возможно самое важное, по этому симбиозу. Предположить, что создаётся близкий к идеалу по конституции тела игрок, вполне возможно. Но как быть с хитростью, находчивостью, чувством и пониманием игры?

    ОтветитьУдалить
  9. Дмитрий Леонидович, а я по натуре трудоголик)
    Люблю "пахать" много и в праздники и в выходные, если есть такая возможность, чего дома-то сидеть пузом кверху)))
    Если есть время, вот можно в игры поиграть компьютерные и с головой тудыть, вы вот вроде не любитель этого дела ;)

    Ладно, а по теме с профессором Преображенским я не солидарен, отнюдь не "любая баба" может родить гения, да и вообще фильм научная фантастика).

    А хитрость, находчивость, чувства и пониманием игры - так это все в генах будет изначально)

    ОтветитьУдалить
  10. Базелевский Д.Л.9 января 2011 г. в 09:32

    Антон
    Вот так и выходит частенько, что не желают понять друг друга люди.
    Может для кого-то расслабленная поза на диване - это верх наслаждения и единственный способ отдыха? А ты обзываешь это "пузом кверху"... )))

    Мне всё-таки, твоя генная инженерия с прогнозируемыми хитростью и находчивостью тоже фантастику напоминает. А может я что-то пропустил в этой области? ;)

    ОтветитьУдалить
  11. Антон
    "Генетический паспорт" - звучит круто и надеюсь, что это один из видов зароботка денег, не более того.

    ОтветитьУдалить
  12. Генная инженерия это будущее и спорта это коснется непременно, когда лишь вопрос времени)

    Олег, надеяться не вредно:p

    ОтветитьУдалить
  13. Инженерия - пожалуйста, я согласен летать на тарелках вместо езды на авто и все такое прочее, но закладывать гены должны только мама и папа, желательно естественным путем. И нечего там ковыряться! :)
    А по самой статье, трудно ответить когда лучше начинать заниматься, можно с 1 класса ковырять и доковыряться до сборных в том числе и национальной. А бывает, что к концу школы способный парень говорит "все надоело, наелся, колено болит, проф. спорт только калечит, я найду себя в другом". Тут не угадаеш, как кому суждено наверное.
    Как по мне, то ребенку надо дать попробовать разные виды спорта, как я, например! :) На дзюдо пару лет походить, в футбол каждый день бегать во дворе до темной ночи, спортивной ходьбой поизображать (правда в конце занятий мы играли в баскет, поэтому я и ходил), поплавать нужно в басейне (жалко, я это пропустил). А там видно будет к чему тяга и на что способности!
    Раздяляю мнение Базелевского Д.Л. касательно того, что благодаря баскетболу "можно воспитывать практически все необходимые качества человека". Сложно сказать точнее.

    ОтветитьУдалить
  14. Я не говорю что нужно "ковыряться", естественно гены от мамы и папы, но вдруг гены окажутся неправильными или с нарушениями?
    Понимаю, что это все звучит как фантастика, но как пример, при жизни Циолковского почти все считали сумасбродом и сумасшедшим ученым - как можно аэростат из металла поднять в воздух или его идеи насчет многоступенчатых ракет, орбитальных станций.
    А через 26 лет после его смерти полетели первые покорители космоса и стартовали первые космические программы.
    Тоже считалось фантастикой и чем-то недостижимым.

    А насчет статьи про баскетбол, может уже было сказано, но какие именно необходимые качества должны быть у человека?
    Я вот по много общаюсь с баскетболистами, юными и моих лет, но вот у большинства нет вообще никаких манер или приличия, очень многие слишком большого мнения о себе, это оскорбляет и задевает.

    ОтветитьУдалить
  15. Или мы немножко о разном говорим?

    ОтветитьУдалить
  16. Базелевский Д.Л.11 января 2011 г. в 01:25

    Нет, мы говорим о баскетболе. А именно, о нравственности и порядочности в баскетболе.
    Антон сказал: "Я вот по много общаюсь с баскетболистами, юными и моих лет, но вот у большинства нет вообще никаких манер или приличия, очень многие слишком большого мнения о себе, это оскорбляет и задевает." Я на 100% согласен.
    Но разница в том, что Антон поверил тем людям, которые САМИ СЕБЯ называют баскетболистами и "косят" под профи, выставляя напоказ "дешёвые понты" (по-другому не скажешь, сорри!). Такие люди, у меня тоже вызывают неприязнь и отвращение. Правда я знаю и надеюсь, что Антон теперь разделит моё мнение о том, что если тебя достойный мастер называет профессионалом - это оценка точная, остальные похвалы - лесть или жалость.
    Не верю, чтобы Ерёмин, Едешко, Тихоненко, Тараканов, Белов, Куделин ..... (о тренерских фамилиях вообще нет смысла упоминать сейчас), так вот, не верю чтобы эти люди могли назвать твоих знакомых без "никаких манер или приличия, очень многие слишком большого мнения о себе" - баскетболистами. Это пародия и копия.
    Хотя всем известно, что "наш брат"(баскетболист) может учудить что угодно. Однако это будет всегда с особым, каким-то утончённым подтекстом. ;)

    Антон
    Если коснуться развития и проверки качеств необходимых любому человеку, то приведу несколько, которые только баскетболу присущи: Нет другой игры, в которой так необходимо сочетание разностороннее физическое развитие и умение разнопланово мыслить, Нет другой игры, в которой всё зависит только от физиологии человека (нам не нужны клюшки, кии, ракетки, биты...)- только всё наше родное;), нет другой игры, в которой на защиту и нападение отводится всего 24сек, Нет другой игры, в которой цель, так мала по отношению к предмету направленному в неё...
    Может быть я что-то не учёл в отдельных видах спорта (соотношение лицо-перчатка;)к примеру), но если брать в общем, не могу найти альтернативный вид спорта по универсальности и полезности.

    ОтветитьУдалить
  17. Нет, Дмитрий Леонидович, не просто поверил кому-то и во что-то, они действительно являются хорошими игроками и не косят под профи. Почти все игроки лучших баскетных школ столицы, кто-то в студенческой лиге, кто в проф.спорте, кто-то в молодежных сборных.
    Я понимаю, что это все достижения и огромный человеческий труд, но вот отношения этих ребят к окружающему их миру, людям, их поведение и поступки порою очень задевают.
    Они классные игроки и при этом могут быть ужасными хамами и свиньями. Но повторюсь отнюдь не все, но есть.

    Вот на собственном опыте какая вырисовывается схема: ребята от 10 до 17 лет абсолютно нормальные дети, с которыми приятно работать мне как спортивному фотокору. От 17 до 25-30 совершенно иные люди, море пафоса и понтов, причем они не Кириленки, не Едешки и не Джорданы, но нос настолько задран, что не возможна никакая работа, процентов на 80 все так, изредка попадаются приличные люди, которые тебя ценят как личность и как человека.
    От 30 и выше снова спокойный люд, занимающийся своим делом и не кидающий понты туда сюда. Это баскетбол, в стритболе же все иначе, ту публику я вообще не могу понять, все косят друг под дружку, все одинаковые, много быдла, вот чего чего, а в стритболе я этого встретить никак не ожидал.
    Понты одни: дорогие шмотки, телефоны, кроссовки, меня это не задевает, задевает их отношение, многие считают себя пупами земли, живя при этом полностью на родительском обеспечении.
    Мне вот с родителями не очень повезло, в 16 лет мамы не стало, а в 24 отец ушел к другой женщине, остался только старший брат, который мне как оба родителя. Не сладко пришлось, тяжело, но я себя никогда не вел как эти перечисленные выше баскетболисты и от них ждал того же. Есть поговорка, что люди везде люди и у всех свои тараканы, но блин, всегда можно как то по человечески относиться и это кстати касается не только баскетбола, нравственности и порядочности, это касается всего что вокруг, общества, и оно, к сожалению прогнившее насквозь...

    Такие вот грустные мысли на ночь глядя.
    Извиняюсь, если кого-то загрузил, делать этого не хотел.

    ОтветитьУдалить
  18. Антон
    Не стоит так расстраиваться если кто-то из баскетболистов себя так ведет. Видиш, Антон, так устоенно, что люди помладше адекватнее тех что постарше, они еще формируются, в них меньше желчи.. Это потом кого-то клонит к звездности, кто-то остается сдесь на земле, но настоящие звезды никогда не позволят себе такого поведения. Я говорю о Кличко, Шевченко, Исенбаевой, Бубке, Хряпа Виктор. А те, о ком ты говориш, при всем уважении, надо еще сьесть пуд соли чтобы чего-то подобного добиться!

    ОтветитьУдалить
  19. Базелевский Д.Л.11 января 2011 г. в 11:30

    Хам и свинья несовместимо с хорошим игроком, это моё личное убеждение. Высокомерие или звёздность я допускаю, как издержки возраста и воспитания, но не более.
    Оставайся в достойной тебя компании и окружении, работай с теми кто тебе интересен во всём и будет всё красивее и ярче.
    А "прогнившее" и показывай таким какое оно есть, тем более у фотокора есть не плохое оружие для этого... ;)

    ОтветитьУдалить

Популярное