Поиск по блогу

Перевести сайт - Translate this site

22 марта 2011

Александр Волков: "Нам нужен всплеск интереса к баскетболу."

На пост главного «коуча» мужской сборной был назначен иностранец. Да не просто иностранец, а американская звезда — Майк Фрателло, отработавший 16 сезонов в НБА и имеющий титул лучшего тренера Ассоциации сезона 1985-86 гг. А в ближайшие дни любителей баскетбола ждет еще одна веха — национальная федерация с благословения Президента Украины будет подавать заявку на проведение чемпионата Европы в 2015 году. О новом тренере и о дерзких планах по заявке Евробаскет в эксклюзивном интервью «sport.ua» рассказал президент ФБУ, олимпийский чемпион Александр Волков.


МАЙК ФРАТЕЛЛО — ТРЕНЕР ЭЛИТНОЙ КОГОРТЫ


— Александр Анатольевич, почему Федерация баскетбола обратилась именно к иностранному специалисту и как возникла кандидатура Фрателло?

— После того, как мы получили право играть на Евробаскете в Литве, созрело решение привлечь тренера элитной когорты мирового баскетбола. Почему Майк Фрателло? Скажу так: я имел лично опыт работы с ним. Еще в 1987 г. в Атланте был проведен совместный сбор для Хоукс и сборной СССР. Именно тогда я почувствовал совершенно другой уровень понимания, знания баскетбола. Потом были совместные сборы в Сухуми в 1988 г., перед Олимпиадой, спаринг-матчи игры против Атланты Хоукс. Это был один из элементов подготовки к Олимпийским Играм в Сеуле. Те наработки, которые проводил Майк Фрателло вместе с Гомельским, дали нам возможность выиграть золото. Потом я работал с ним уже как непосредственно игрок Атланты Хоукс. А Виталий Потапенко, который играл у него в Кливленде, часто говорил, что лучше тренера, чем Фрателло, у него не было. Сейчас он проводит огромное количество семинаров, так называемых баскетбольных «клиник». В Америке на эти клиники ходят по 2-3 тысячи тренеров. Кроме того, мы учитывали и такие факторы, как статус тренера в мире баскетбола. Я общался со многими специалистами, и они говорили: пригласить Фрателло — нереально, но если у вас получится, это будет отличный тренер для Украины. Много скептических разговоров о тренерской мотивации Майка Фрателло... Напрасный скепсис. Если в НБА он провел много сезонов и считается одним из лучших тренеров, то на Чемпионате Европы он не был. Ему хочется сделать вклад в историю не только НБА, но и европейского баскетбола. У него очень серьезная мотивация в этом смысле.


— Назначать тренера национальной сборной — это прерогатива ФБУ или Министерства с длинным названием, в конце которого фигурирует слово «спорт»?

— Как известно, в спортивном ведомстве происходит реорганизация. Процесс этот непростой, и на сегодняшний день порядок назначения главного тренера, структура финансирования только формируются. К тому же, по традиции предпочтение отдается индивидуальным олимпийским видам, где есть уже результаты. Нашу сборную финансируют по остаточному принципу, на уровне 10-15 процентов от реальных потребностей. Основные деньги — спонсорские, к бюджету никакого отношения не имеющие. Ну и, естественно, никакого желания руководить этим процессом со стороны госструктуры нет. Это право делегируется ФБУ. Кстати, Фрателло нам важен еще и в маркетинговом плане — под его имя мы можем привлечь дополнительные средства и перераспределить их на молодежные сборные, на программы, связанные с развитием юношеского баскетбола.


— Как на данный момент формируется и распределяется бюджет сборной и частности бюджет тренерского штаба?

— У нас есть три основные договоренности со спонсорами — финансирование работы непосредственно тренерского штаба, деньги под подготовку и выступление национальной сборной, и финансирование трансляций Евробаскета. В ближайшее время мы проведем пресс-конференцию, на которой представим генерального спонсора и других партнеров. Это даст игрокам возможность полностью сконцентрироваться на игре. Будут обеспечены максимально удобные перелеты, правильное питание, медобслуживание, все необходимые средства для работы тренерского штаба. Тот пакет, который нам предоставят спонсоры, поможет нам обеспечить максимальную 5-звездочную подготовку национальной сборной.


— Кто из тренеров будет работать вместе с Фрателло? Будут ли это украинские специалисты?

— Фрателло ведет переговоры с определенным кругом тренеров. Должен быть тренер по физической подготовке, тренер по защите, тренер-скаут, который будет собирать информацию о соперниках. И конечно, лучшие украинские тренера, которые хотят работать с ним, получат такую возможность. Будут открытые тренировки, проведем несколько семинаров Майка Фрателло и его группы. Я разговаривал со многими тренерами. Они горят желанием учиться, впитывать его знания.


— Какие задания Вы ставите перед тренером?

— Мы прекрасно понимаем наши возможности. У нас есть потенциал, и мы можем его реализовать, если не будет травм и приедут все лучшие игроки. Первая задача очевидна — выйти из группы. Я думаю, это реально. Понятно, что Бельгия, Грузия, Болгария — далеко не проходные команды, у них на выбор есть по два и больше натурализованных игрока. Группа достаточно сложная, но если мы проходим, то выполняем задачу минимум. А вторая задача — уже максимум: борьба за путевку на Олимпийские Игры.


— В сотрудничестве с Фрателло речь идет только о чемпионате Европы? Насколько реальны перспективы продления контракта?

— Это новый опыт и для нас, и для тренера. Мы должны почувствовать, понять все тонкости. Майк Фрателло тоже должен сделать выбор. Если все сложится, то сможем подписать контракт на более длинный строк. Тем более, вы знаете, что мы будем подавать заявку на право принять чемпионат Европы 2015 года. Нам нужен всплеск интереса к баскетболу. А это возможно только через успехи сборной.


— Вы говорили, что у наших соперников по группе много натурализованных игроков. Как Вы лично относитесь к натурализации и рассматриваете ли какие-то кадидатуры для сборной Украины?

— Конечно, хорошо бы договориться всем странам в Европе и в мире: никто никого не натурализует, все играют своими игроками. Тогда можно было бы четко определять силу каждой сборной. Но если уже много лет европейские команды приглашают минимум одного натурализованного игрока, то что нам остается делать? Я могу назвать одну-две сборные, у которых нет натурализованных. Испания, Литва. Все остальные периодически привлекают иностранцев. Меня специалисты уже давно спрашивали: почему все берут себе натурализованных, а мы нет? Я всячески объяснял, что, во-первых, есть нюансы с законодательством, во-вторых, хотим дать шанс своим игрокам. Но сегодня и мы ищем варианты. Есть кандидаты, но я не хотел бы заранее озвучивать фамилии. Если мы хотим достичь результата, то надо использовать все возможности, чтобы усилить сборную.


— А как относится к этой проблеме сам Фрателло?

— Фрателло относится к этому положительно. Ни для кого не секрет, что в сборной существует дисбаланс. У нас достаточно сильная передняя линия, но желательно усилить заднюю. Есть нехватка ярких лидеров. Возьмем ребят, которые играют за рубежом. Фесенко — тут все ясно. Лищук — прекрасный игрок. «Валенсия» вместе с ним выиграла Еврокубок. В этом году он хорошо выглядит и в чемпионате Испании, и в Евролиге. Но надо признать: он — игрок с определенной задачей. Выйти на замену, сыграть в защите, сделать блок-шот — отличный специалист. Сергей Гладырь тоже выходит на замену. Печеров иногда в старте, иногда на замену. Сегодня лидер — это реально только Дроздов. Он играет в «Ваноли» по 30 и больше минут в стартовой пятерке. А вот в украинских клубах не так много кандидатов в сборную являются ярко выраженными лидерами. Не подросли и не созрели наши молодые ребята, которые могли бы восполнить этот пробел. Поэтому задача — максимально укрепить сборную, чтобы поехать на Евробаскет и заявить о себе.


— Когда Майк Фрателло появится в Украине и непосредственно начнет работу?

— Я думаю, в середине апреля он приедет на несколько дней, а в начале июля начнет работу со сборной, которая будет готовиться к Универсиаде в Китае. Там он будет смотреть кандидатов на основной сбор, который начнется в Клайпеде 19 июля. А сейчас он каждый день связывается с федерацией, идет обмен информацией. У нас был долгий разговор по поводу нюансов в европейских правилах. У меня даже телефон отключился — деньги закончились. Человек основательно готовится, серьезно относится к мельчайшим нюансам.


— Хватит ли двух летних месяцев для подготовки? В СССР этот процесс занимал миниму полгода.

— А что можно сделать? Сегодня все в одинаковых условиях. Вся специфика подготовки сборной — это короткие сроки. Желательно, чтобы игроки приезжали уже в форме. Тренер должен быть достаточно высокого уровня, чтобы за несколько тренировок определить стиль игры, на чем сделать акцент. Раньше все делалось под сборную — отменялись Кубки, укорачивался чемпионат. Не только в СССР — во многих странах. Сейчас все по-другому. Вспоминать нет смысла. Надо адаптироваться к тому, что есть.


ЕВРОБАСКЕТ-2015: НАШИ ПЛАНЫ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫ


— Вы коснулись темы Евробаскета-2015. Как будет происходит процесс подачи заявки?

— 19 марта начинается заседание Совета ФИБА, на котором открывается окно для приема заявок на Евробаскет-2015. Каждая страна получит формальное приглашение участвовать в конкурсе. Все, кто хочет проводить турнир, заполняют документы и отправляют в ФИБА. Кто будет нашим соперником, точной информации нет. Из разговоров слышал, что Франция собирается подать заявку вместе с Германией (если Совете ФИБА разрешит проводить чемпионат в двух странах). А к ним еще хотят пристроится Бельгия с Голландией — как-то они там комбинируют. У россиян тоже есть такие амбиции. Но пока это только слухи. Точное подтверждение будет после 19го числа. Наши планы очень серьезны. 22-23 марта в Киев приезжает генеральный секретарь ФИБА Европа Нар Занолин, встретится с высшим руководством страны. Фактически, подтверждение наших намерений Занолин услышит из уст Президента страны. Для меня лично чемпионат Европы в Украине — это не просто спортивное соревнование. Все прекрасно понимают, что у нас проблема с инфраструктурой, практически нет современных арен. Евробаскет — это и есть стимул для того, чтобы их строить. Зал Шпортхаллє в Каунасе, в котором играет Жальгирис, был сооружен к «Европе» 1937 года, и до сих пор его эксплуатируют. Не было б того чемпионата — может, и самого литовского баскетбола не было бы. Александр Анатольевич, в Украине большинство федераций игровых видов спорта пребывают в бедственном финансовом положении.


— Объясните, финансируется ли ФБУ из госбюджета и какой процент в бюджете Федерации занимают государственные деньги?

— В бюджете Федерации государственных денег — ни копейки. Единственное —выделяются скромные средства на сборные. Сумму не буду называть, но она очень небольшая. Эти деньги даже не проходят по счетам Федерации. Их тратят напрямую на билеты, на аренду залов, на питание сборных. По закону, существуют ограничения в суммах, которые выделяются, скажем, на питание. Потому Федерация должна доплачивать, чтобы питание спорстменов было полноценным. Тоже самое по гостиницам — есть определенные нормы, и всегда приходится доплачивать. Так что эти деньги не обеспечивают элементарных нужд сборных — восьми сборных, которые Федерация в летний сезон должна подготовить, обеспечить сборы и соревнования, подготовку, переезды, прилеты. А сегодня еще есть и девятая — студенческая сборная, которой мы занимаемся.


БАСКЕТБОЛ В КРИЗИСЕ? НЕ ПОНИМАЮ, В ЧЕМ КРИЗИС.


— Часто слышится много претензий к Федерации из детских школ, которые жалуются на отсутствие внимание. Существует ли в бюджете ФБУ статья расходов на детский спорт?

— Федерация вместе с Суперлигой создала систему договоров, согласно которым каждая команда имеет дубль и детскую школу. Практически у всех клубов есть школы — не только в Суперлиге, а и у многих команд Высшей лиги. Там выделяются частные средства на подготовку детей. Есть школы, дубли, которые играют между собой, не используя государственных денег вообще. Такие условия были специально созданы, чтобы мы растили смену, независимо от государственного финансирования, от школ, которые принадлежат Министерству образования или другим, городским или областным бюджетам. Бюджетным школам Федерация может оказать методическую помощь, может работать с местными органами власти на предмет того, чтоб они занимались баскетболом. Но непосредственно строить и финансировать детские спортивне школы, вопреки тому, что кажется многим журналистам, Федерация не может и не должна. Мы не имеем заказ от государства и не принимаем бюджет на эти цели. Мне сложно представить, чтобы, например, американская школа, где есть отделение баскетбола, искала решение проблемы в Федерации баскетбола Америки или в НБА. Когда мы четко разделим полномочия профессионального баскетбола, Федерации и местных органов управления, которые имеют бюджет и обязаны развивать детский спорт — тогда у нас начнется развитие спорта, и в частности баскетбола.


— Одна из самых больных тем в баскетболе — судейство. Что надо сделать, чтобы авторитет судьи на площадке не вызывал сомнений? И чтобы они сами не давали повод к сомнениям?

— Если говорить о судьях Суперлиги, сегодня существует автономия: судейский отдел Суперлиги сам проводит назначения, контролирует, наказывает, проверяет, смотрит видео. Федерация к этому прямого отношения не имеет. Конечно, если возникают какие-то серьезные глубокие конфликты, то Федерация совместно с Суперлигой пытается принять правильное решение. В самой Федерации также существует отдел судей — его возглавляет Владимир Драбиковский. Отдел имеет дело с Высшей, Первой, детскими лигами, проводит работу по обучению судей. Но апелляции по поводу судейских ошибок в матчах Суперлиги — это не к нам. Кстати, насколько мне известно, наши судьи, когда выезжают проводить международные соревнования, начиная с кубковых игр и заканчивая отборочными матчами и финалами чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр, очень редко имеют претензии. А вообще-то жалобы периодически возникают повсеместно: и в НБА, и в любой другой лиге...


— Согласны ли Вы с утверждением, что украинский баскетбол пребывает в кризисе?

— В 1998 году я вернулся из Америки и начал работать в баскетболе как функционер. Поэтому отталкиваюсь от этого срока. Сегодня Суперлигу уважают в Европе, наши сборные — молодежные, юниорские, кадетские — занимают респектабельные места в финалах чемпионатов Европы. У нас начался не только импорт, а и экспорт игроков — наши выступают в Италии, Испании, Америке, Латвии, Словении. Много игроков в Беларуси, где сейчас начинается бум баскетбола. Залы, куда десять лет назад баскетболисты даже не мечтали придти — к примеру, киевский Дворец спорта, днепропетровский — сейчас оккупированы баскетболом. Построено несколько новых залов. Наши клубные команды добивались успехов в европейских кубках. Нас уважают как федерацию и как баскетбольную страну в Европе, с нами считаются... Честно говоря, не понимаю, в чем заключается кризис. Может, кто-то объяснит? Я, конечно, слышу, читаю интернет, все комментарии и статьи. В чем кризис — внятной формулировки я так и не слышал. Если у государства нет средств, чтобы развивать спорт, и баскетбол в частности, так это не баскетбол в кризисе — это государство в кризисе. Вопреки этому кризису, да еще и на фоне кризиса мирового, баскетбол имеет статус в обществе. Скажите, в каком виде спорта в Украине, кроме футбола, присутствуют представители серьезного бизнеса? В баскетболе. А почему они присутствуют? Потому, что люди, которые заработали деньги, которые управляют огромными компаниями видят, что есть перспектива, есть тенденция к развитию. Понятно, что мы сейчас не можем по мановению волшебной палочки превратиться в Америку или в Испанию с точки зрения баскетбола. Но мы молодая страна, страна, прошедшая определенный экономический и политический кризис. И сегодня на этом фоне баскетбол, я считаю, относительно в хорошем состоянии. Есть сегодня платформа, от которой мы можем оттолкнуться и идти дальше.

9 комментариев:

  1. Когда был, если вообще проводился последний семинар для руководителей областных федераций?
    Из Крыма с завистью смотрю, как работает с детьми Одесская областная федерация(пред. Диберт А.А.)

    ОтветитьУдалить
  2. мастер Спорта24 марта 2011 г. в 00:24

    23 марта 2011 г. 14:08

    И как они там работают? Когда есть Литвак Б.Д. и Горбатко В.С. всё работает чудесно. Для вида..Но результатов нет.
    Докладывается, расписывается, отчёты на ТВ - всё обалденно! Но где люди-игроки???
    Этим двум увлечённым людям запудривают мозги уже лет 15, чужие баскетболу люди. Но кроме зданий (архитектуры) ДЮСШ №5 и Олимп, и благотворительности - эти "чужие" не вырастили и не выиграли ничего и никого для для своих покровителей. Я, что не правильно осуждаю эффект от затраченных средств?? Кажись, ожидались баскетболисты?

    ОтветитьУдалить
  3. МС
    Та ну, что-то вы переборщили.
    В Южном работают с детьми так что дай Боже остальным так подходить к процессу. Именно сейчас и сегодня ручатся не буду, но еще когда строился Олимп и последующие годы там работали с детьми профессионалы, некоторые ребята выросли до 1 команды и сейчас на хорошем счету: Кольченко, Кальниченко... Команда всегда искала и готовила молодых игроков, играла первую, высшую и суперлигу.
    Южный, по-моему, это то место о котором говорит Волков: детская школа, дубль... Только он об этом говорит как о чем-то реальном, а эта реалия только и есть что в Южном, Черкассах, и может быть где нибудь еще. Первая команда была несколько раз третей, а это тоже не плохой результат. Конечно, хочется больше своих воспитаников, но для этого нужно чтобы по всей стране работали подобным образом! Я не говорю что там идеал к которому нужно стремиться, но там хоть какой-то системный подход присутствует.

    ОтветитьУдалить
  4. мастер Спорта25 марта 2011 г. в 00:20

    Олег
    Ни в чём я не переборщил. БК Киев (Кравцов, Пустозвонов, Липовый), Азовмаш (Байда, Бобров, Буц)- это молодёжь играющая в лучших командах страны. Где никто не говорит о школах и пирамидах. Кроме Агафонова - что выпустили за последние годы Черкассы и Южный? Кольченко и Кальниченко? Если ты считаешь их одного уровня с первыми шестью мной названых на вскидку, то я со стороны своего опыта могу сказать, что я вижу перспективу и рост у киевских и мариупольских этих парнях, а у этих, из Южного, уже потолок.

    ОтветитьУдалить
  5. МС
    По ребятам из Азовмаша не согласен, нужно еще много раз вспотеть чтобы "играть". Пока они расположены в первой команде, так сказать. Тренируются, иногда выходят на играх, но в мясорубку их Ярутис сейчас не бросает, а это и есть показатель, перспективные - да, и от них многое зависит.
    Что касается Агафонова, Кравцова, я бы добавил сюда и Ившина с Завадским, то они все дружно слабо прогрессируют! Не то чтобы остановились, но такое впечатление что топчатся на месте, а найти мотивацию для дальнейшего прогресса не могут.
    Но я на другом делал акцент. Вероятность того что появятся новые качественные кадры, в таких условиях как в Южном и с таким подходом как там - больше, чем в тех что выросли Липа, Кравцов, Отверченко. Здесь, больше надо сказать спасибо трудолюбию и вере в этих ребят таких людей как Черний. Многие ведь просто отошли в сторону и сказали: "легионеры заполонили, президенты работать не дают, везде душат, деньги платят только чужим", короче пошли по пути найменьшего сопротивления.

    ОтветитьУдалить
  6. МС
    И насчет того что потолок, я не солгасен. Может команду нужно сменить игроку, для новой мотивации, а может, наоборот, внутри клуба что-то нужно руководству поменять для нового толчка. Если с ними работать, они способны на многое! Это касается одинаково всех о ком мы говорили.

    ОтветитьУдалить
  7. мастер Спорта25 марта 2011 г. в 12:22

    Олег
    Ты напрасно считаешь, что хорошие условия для работы в спорте - это однозначно залог успеха. Ты конечно не говоришь, что только в условиях дело, но акцент на этом чувствуется.
    Всё должно с умом использоваться и условия должны быть "необходимые", а не "сыр в масле".
    Проверено на опыте. А БК Киев тому подтверждение.

    ОтветитьУдалить
  8. МС
    Вы правы, я делаю акцент на условиях и на подходе.
    Мне не приятно было ездить на тренировку в спорт-интернат 10-лет назад. Нехорошо когда мячь от пола отпрыгивает не высоко так как там пустота местами. Раздевалки, душ, консьерж, зимой холодно, так как по сути это ангар, все это не делает баскетбол привлекательным. Такое впечатление что там время замерло. Относительно недавно снова там играл, и как не странно извенений особых не заметил, но пол разве что вроде ожил и кольца с амартизацией.
    Конечно, забивать голы и перехватывать лучше я не сталбы в "тепличных" условиях, но когда играеш в "Олимпе" то сил и вдохновения откуда-то прибавляется. Даже на аклиматизацию время требуется.
    А БК "Киев" сейчас поменялся местами с Будивельником 7-ми летней давности, когда играл на ДСК и это не мешало ему щипать грандов украинцами. Только это все больше вопреки, а не благодаря. И заметьте, время идет, а каких-то особенных изменений не наблюдается, не смотря на то что вродебы и деньги есть.

    ОтветитьУдалить
  9. Сори, ошибся, изменений конечно в спорт-интернате не заметил.

    ОтветитьУдалить

Популярное