Поиск по блогу

Перевести сайт - Translate this site

14 июля 2011

Дмитрий Базелевский: Советы игрокам на фоне впечатлений от тренировочно-просмотрового сбора БК "Политехника-Галичина"

Первое, что бросилось в глаза - это достаточно высокая культура поведения игроков на тренировках и огромное желание показать себя с лучшей стороны. О самоотдаче говорить не приходится. Она была на достойном уровне.

Я полагаю, что подобные тренировочно-просмотровые сборы будут проходить всё чаще. Так, уже этим летом прошло два подобных сбора в разных командах Суперлиги. Я убеждён,что просмотры кандидатов проходят в каждой команде, но вот встречать и просматривать несколько (более 10) игроков - такие кемпы как показывает практика организовываются достаточно редко. После подобного тренировочно-просмотрового сбора (если квалифицировать его международным определением - "tryout") хотелось бы дать несколько советов игрокам.

Во-первых, если вы хотите произвести впечатление на тренера за короткий отрезок времени, вы должны прибыть на сбор в идеальной физической форме. Не стоит ссылаться, и использовать в качестве объяснений уточнения в виде былых или свежих травм. Постарайтесь понять, что никому не интересно как вы умеете прыгать, подбирать, бороться и попадать когда наберете форму. Редко кто поверит на слово, что в сезоне вы всё делаете на много лучше и качественнее. Тренер хочет увидеть всё лучшее от вас именно сейчас и понять как вас можно использовать в своей команде. А также уловить то, над чем за короткий срок сборов с вами можно поработать, чтобы улучшить ваши слабые стороны.

Второе, вам нужно решить (или даже правильнее сказать, "найти и показать") то, что хочет увидеть от вас тренер. Не пытайтесь делать на площадке всё. И выводить мяч, и атаковать, и подбирать, и прессинговать, и подстраховывать, и владеть мячом, и открываться под мяч и т.д. Вряд ли всё вместе получится действительно хорошо, к сожалению, крепких универсалов достаточно мало. Если не знаете, что нужно тренеру от игрока вашего амплуа, то лучше напрямую спросите у него об этом. Если нет возможности спросить - делайте то, что у вас лучше всего получается, то что умеете выполнять на самом высоком уровне.

Третье, максимально точно выполняйте задания и указания тренера. Если требуется бежать в полную силу - покажите свой максимум. Требуется стоять в полуметре от боковой линии - не демонстрируйте своё понимание ситуации, не стойте на линии или в двух метрах от неё. Любые, технические и тактические задания исполняя фиксируйте вплоть до мелочей.

Четвертое, это ваша импровизация. Но, всегда помните, импровизация действительно хороша и приветствуется только после выполнения заданий тренера. Задач может быть сколько угодно и на все моменты игры невозможно дать рекомендации, и тогда, именно эта часть игры отдается тренером для поиска вашего оригинального выхода из ситуации.

Почему я делаю акцент на выполнение заданий тренера? Только потому, что знаю, что тренер, просматривая игрока, хочет проверить именно те качества, которые должны будут пригодиться в игре конкретно при его тактике, а не в силу случайно сложившихся игровых ситуаций или в тех моментах, в которых его как игрока когда-то и где-то использовал другой тренер или самому игроку так кажется.

И в заключении хочу сказать, что не стоит пытаться "играть" какую-либо роль: хорошего парня, исполнительного игрока, самоотверженного бойца, "плохого" парня или, скажем, задиры - всё это довольно заметно со стороны и пользы во время просмотра никогда не приносит. Будьте самим собой, таким какой вы есть на самом деле и позвольте тренеру определить какой тип игрока ему нужен в данный момент, а подобное "актёрство" может лишь внести путаницу в ситуацию и настроит тренера на желание задать дополнительные вопросы.

Дмитрий Базелевский

13 комментариев:

  1. Дмитрий, если с самоотдачей и желанием понятно, то как Вам уровень мастерства ребят которые были на зборах? Есть ли какая-то разница, скажем, с игроками такого же возраста 2-3 года назад?

    ОтветитьУдалить
  2. Очень занимательно. Дмитрий пытается рассуждать философски, но противоречит сам себе. Попробую сделать небольшой анализ написанного.
    По первому пункту особых притензий нет. Конечно игрок должен максимально хорошо проявить себя, для этого нужно быть в оптимальной форме. Но тем не менее. Если игрок не в лучшей форме, т.к. невозможно круглый год быть в 100% идеальном состоянии, хороший тренер должен определять потенциал игрока, его резервы, видеть в чем он(игрок) может прибавить.
    "Второе". Вы написали все действия которые должен уметь выполнять каждый нормальный игрок. Игрок должен действовать так, как этого требует ситуация. Если нужно - выводить мяч. Атаковать - когда для этого есть все условия. Естественно, пытаться подобрать(большие должны бороться за каждый мяч. Маленькие, опять же по ситуации). Прессинговать, допустим если опонент замешкался и чувствует себя неуверенно с мячем. И т.д. и т.п. А по вашему, выходит что игрок должен отказаться выполнять какой либо элемент даже если его необходимо выполнить в сложившейся игровой ситуации, только лишь потому что это у него получается не лучше всего, потому что он не может выполнить его на самом высоком уровне.
    "Если не знаешь что нужно тренеру ..... спроси у него об этом". Ну а если тренеру первоначально нужно именно то, что не есть самой сильной стороной. Зато есть какие-то другие качества, которые которые тренер пока не видит, но они могут быть полезны команде. Как быть?
    "Третье", "четвертое" и "в заключении". Вот вы пишите, Дмитрий, не играйте роль хорошего парня, исполнительного игрока, бойца и т.д. Не противоречит ли третий пункт: "максимально точно выполняйте задания и указания тренера" с вашим же "не играйте роль исполнительного игрока"? Вы должны понимать, что вся наша жизнь, это набор ролей. На работе мы играем роль хорошего работника, дома хорошего отца или мужа, в компании друзей, опять же играем роль друга. Все это естественно. Вы сами не замечали за собой что в разной ситуации вы ведете себя по разному, подстраиваетесь, соответственно играете определенную роль? Вот здесь например играете роль хорошего тренера, психолога(что пока не очень получается). Согласитесь, будет глупо, если на просмотре в команду, или там на собеседовании каком-то, игрок/претендент на вакансию не будет играть роль исполнительно игрока/работника. Его просто никуда не возьмут.
    Глупости пишите, пытаетесь размышлять, но не способны делать это достаточно глубоко, Дмитрий. Надеюсь это пока.
    Вот что хотелось сказать касательно данной статьи вкратце.
    Спасибо за внимание.

    ОтветитьУдалить
  3. Базелевский Д.Л.15 июля 2011 г. в 18:06

    Олег
    Если сравнить лагерь 2009 в Южном и этот просмотр - это очень разные вещи. То был праздник баскетбола с большим количеством новшеств и экспериментов, а также просто обмен знаниями и умениями тренеров.
    А это просмотр игроков желающих попасть в Суперлигу.
    Сейчас были спортсмены очень разных возрастов, так как мы пригласили 8 человек для просмотра, а приехало ещё 7-8 игроков по своей инициативе. Показать себя и немного потренироваться.
    Я дал эти советы потому, что знаю как раньше просматривали игроков (сам был на просмотрах не раз), знаю как и на что обращают внимание тренера и скауты, когда просматривают игроков в различных лагерях, и наконец, я знаю, что я хотел бы увидеть, но не увидел на прошедшем просмотре.
    А уровень игроков был очень средний и так сказать не впечатлил. На последнем собрании с просматриваемыми игроками, моё предположение подтвердилось и все игроки признали, что при более качественной подготовке к этому просмотру, они показали бы более качественный баскетбол. Физическая неподготовленность - не дала показать игрокам лучшие баскетбольные качества.

    ОтветитьУдалить
  4. В продолжение комментария от 15 июля 2011 г. 14:37

    Дмитрий, а у нас в Украине уровень игроков везде очень средний, и даже в сборной (сегодня удивился присуцтвию там Козлова), впрочем как и тренеров. Другое дело, что хороший тренер должен быть в состоянии из этих средних игроков сделать хороший колектив. И как раз в этом году у вас будет возможность показать такое свое умение.
    И еще, вместо этих абстрактных советов, лучше бы подсказали ребятам чем вас в следующий раз можно так сказать впечатлить. Конкретно. Например: Я хочу видеть, чтобы все игроки передней линии завершали атаки исключительно бросками сверху. А защитники за две три передачи доставляли мяч до больших и были готовы атаковать со скидки с процентом не меньше 50%. И т.д. и т.п.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Базелевский Д.Л.
    Я знаю что это абсолютно разные форматы лагерей.
    По материалу который Вы изложили, подтверждается факт, что мы, как баскетбольная держава, не крепчаем с каждым годом. Если учесть что сейчас более-менее подготовленный укр. игрок стоит немалых денег (в силу разных причин), то получается что укомплектовать команду даже 7 своими квалифицированными исполнителями более сложная задача чем найти 5 лигов, а резерв черпать практически неоткуда.
    Тем не менее, желаю Вам удачи! И на последок чуточку черного юмора: приезжайте в гидропарк, может там найдете то что ищете!

    ОтветитьУдалить
  6. Базелевский Д.Л.16 июля 2011 г. в 09:00

    Анонимный 14:37
    Ваш комментарий мне очень понравился. И анализ и подача. И даже с чем-то отчасти можно согласиться. Но для начала рискну напомнить, что изложенное - мои личные советы как тренера, игрокам, которые попадают в подобные лагеря или на просмотры. Они основываются исключительно на моём восприятии и понимании подобных мероприятий, и целей таких мероприятий.

    По первому пункту: я дал совет игроку, Вы же в своём комментарии обращаетесь к тренеру или даёте оценку его действий (что тренер должен заметить всё и в "неподготовленном" спортсмене). Я не против, но речь идет немного о другом. Про форму уточню так: "Tryout", просмотр, экзамен, или даже упростим – банальная попытка доказать себе и другим что ты лучший, как и история не предполагает сослагательного наклонения. Тут без вариаций «вот если бы», «могло бы быть», «на самом деле я другой» - баскетбол это соревнование, доказать здесь и сейчас – другого спорт не приемлет.

    Второе: Здесь Вы немного искажаете смысл или не понимаете. Не нужно ни от чего отказываться в игре, нужно стараться делать как можно меньше брака. Тем самым, я хотел довести до игрока мысль что, если у него хороший бросок без дриблинга, то лучше ловить ситуацию и бросить именно так, как он может лучше всего. А хвататься за всё сразу или, к примеру, не бросать тяжело, с мучениями после дриблинга (к примеру, после заслона при "двоечке" или pick&roll). Или, если игрок знает, что тренер ищет "большого" с броском с периметра, а сам игрок делает всё отлично только в трёхсекундной зоне, то необходимо понимать - сегодня не его день (ну что поделаешь, так порой бывает в жизни). Как вариант ему нужно на просмотр в более широкий круг тренеров или скаутов, на другой просмотр. И потом тренер делает свой выбор. Если ему нужен эффективный разыгрывающий защитник из трех готовых к роли форварда ему нужно будет выбрать того из них, кто лучше всех будет видеть поле и сможет быть качественным диспетчером. Иного ему просто сейчас не надо, тренер не коллекционер скрытых талантов, он выполняет свою узкопрофессиональную функцию. Хотя, если речь идет о детском тренере, о кемпах типа Basket Camp Yuzhny 2009 там необходимо всматриваться в каждого игрока, но Вы же понимаете, что для тренера осуществляющего набор в свою команду Суперлиги это совсем не то.

    "Третье", "четвертое" и "в заключении"... Здесь, надо отдать должное, Вы красиво прошлись к оценке моих профессиональных качеств, что напомнило мне многозначительное выражение "и вообще...".

    Тем не менее, отдельное спасибо за ваше мнение.

    Что же касается сути, то определяющими словами в последнем абзаце были: "Будьте самим собой, таким, какой вы есть на самом деле..." Это не секрет, что в игре или на тренировке все внутренние и моральные качества очень скоро выходят наружу. И кому от подобного притворства будет лучше? Опять же в ваших замечаниях довольно много лирики, говоря о том, чтобы ребята не заигрывались, я делал акцент на том, что баскетбольная площадка не театральные подмостки, и не стоит, вступая в борьбу под кольцом вживаться в роль Гамлета или Отелло. То, что вы пишете про навязывание молодым людям каких-то неестественных ролей а ля "хороший муж" или имитация "исполнительного" работника это крайне неприятные отзвуки советского прошлого, когда на кухне говорили одно, а на деле делали другое. Именно это и затянуло нас туда, где мы сейчас находимся. И с этим ненужным, неестественным, неискренним, ненастоящим нужно бороться - и вот тут я хотел заметить, что Вы, таким образом, учите молодежь лицемерить - а делать этого нельзя и даже преступно.

    ОтветитьУдалить
  7. Базелевский Д.Л.16 июля 2011 г. в 09:05

    Продолжение
    Анонимный 14:37

    Кстати, я вспомнил один совсем недавно случившийся отчётливый пример ситуации, демонстрирующей двойную мораль. На том же Гидропарке в Киеве во время баскетбольного матча произошёл такой игровой момент. Один опытный игрок, даже точнее сказать ветеран баскетбола постоянно возмущался в игре, что соперники как дети, жалуются на каждый контакт и просят фол. Присутствующие приняли замечание и затем когда с ним стали играть на грани фола, он в свою очередь стал выпрашивать фолы у судей и обижался, что с ним играют грубо с точностью до наоборот по сравнению с началом игры. Поясните мне, где же был именно он (настоящий) - достаточно известный человек в баскетбольной среде, профессиональный спортсмен, со своим внутренним стержнем и умением бороться до последнего. Он играл разные роли и игроки, и болельщики видели это "лицедейство" и говорили классическое "Не верю". Вот о таком "актёрстве" я и говорил, и делал замечание, что подобное на баскетбольной площадке не в цене.

    Оценивать себя или кого бы то ни было с точки зрения философии и психологии я не буду - это не моё. На этом сайте публикуют мои мысли и рассуждения и за это спасибо администрации, что есть такая площадка, где можно высказаться, пообщаться и поспорить по существу вопроса. Глубоко ли мелко ли мы здесь размышляем, сделает вывод читатель.

    Кстати, если тут появляются тренеры, было бы интересно узнать - А что бы Вы пожелали игрокам на подобном tryout-просмотре?

    И вот что ещё: я не буду советовать, что и как должны делать и видеть тренера (простите, но мне ещё рано писать мемуары), а по продолжению Вашего комментария скажу: Вы мечтатель, и правильно делаете. Я тоже порой мечтаю об искромётном и эффектном баскетболе. Но жизнь вносит свои коррективы. К примеру, то за что Вы ратуете или чего Вы хотите, вполне реально осуществить без защиты как таковой. А ведь соперник не дремлет, и хочет остановить быстрые прорывы за 2-3 передачи, и постоянные слэмы моей команды и потом... Так что приходится с этой суровой правдой считаться, и считаться наяву, а не во сне. Или Вы можете показать эту команду, которая исполняет то, что Вы написали?

    ОтветитьУдалить
  8. Антон, в Гидропарке ежегодный турнир Кубок Корбана (в честь 1 презента ФБУ) на открытой площадке, раньше назывался Мариам. Участвуют 12 команд, почти все лето идут игры! Приезжай, играют даже профи! :)

    ОтветитьУдалить
  9. Почему даже?)
    У нас кстати тоже игры постоянные, не продыхнуть и вообще я тайм-аут взял ненадолго=)

    ОтветитьУдалить
  10. Базелевский Д.Л.17 июля 2011 г. в 10:11

    Олег
    Если говорить в общем, то я бы не сказал, что мы не развиваемся как баскетбольная держава. По моему субъективному мнению, баскетбол в стране не стоит на месте, а движется. И движется не в пропасть, а к лучшему. Да, как и везде, есть проблемы, и самые большие в баскетбольных школах и с популяризацией баскетбола. Но вот и бизнес стабильно вошел в баскетбол и в него вкладывают серьезные средства. Правда, сейчас они в основном идут на баскетбол, так сказать, высшего порядка в нашей стране, но для остального это вопрос времени.

    Олег, ты же знаешь, что я в последнее время пробовал заниматься и детским и любительским баскетболом, и отчётливо понимаю, что с его развитием там всё непросто. Никто ничего не изменит, пока сами любители баскетбола не будут пытаться что-то делать для баскетбола. Баскетбола не в глобальном масштабе, а конкретно для своего – того в который они играют сами и хотят научить своих детей. Конечно, есть один действенный способ (так уж сложилось исторически самый любимый нашим народом) – это ждать, когда кто-нибудь придет и решит их проблему. Это будут те же бизнесмены, которые вдруг без расчета на сиюминутную выгоду мощно поддержат детский баскетбол. Можно ждать и от ФБУ, министерства спорта, от президента страны… Вопрос, сколько ждать и чего конкретно ждать? Ведь, по большому счету, пока нет того спроса, на который они должны были бы дать своё предложение.

    Мы наблюдаем присутствие спонсоров в баскетболе для команд высшей лиги, и уже робко проявляются спонсоры (они же зачастую родители) организовывающие детские соревнования. Значит именно здесь возможно и движение вперёд и развитие баскетбола в Украине. Есть надежда, что если все «тянущие» детский и любительский баскетбол придут к согласию и выработают общую точку зрения, будут стараться высказывать её, отстаивать и объяснять хотя бы на своем уровне правоту своих взглядов и стремлений, тогда это движение вперёд будет ещё мощнее и энергичнее.

    Я не говорю сейчас о каких-то навязанных программах развития, у нас должна быть своя программа, которая выстроится нами самими. В баскетболе и вокруг него, как немного поправлено говорил персонаж одной комедии «Всё уже придумано до нас» и ничего нового мы вряд ли привнесем. Та правильная программа развития выпишется сама собой, когда мы поймем, что мы хотим получить на выходе и сколько должны заплатить за это. Когда поймем, что баскетбол это не данность свыше, как хорошая погода или долгожданный дождь, это, упрощая определение – просто работа и труд. И от того как мы будем относиться к этой работе, сколько будем вкладывать в неё сил и средств, то мы и получим на выходе, то и вырастет здесь, у нас, на Украине.

    Что до уровня украинских игроков, то банально нужно время, для понимания каждым в отдельности и в обществе в целом, что баскетбол – это просто отличный шанс. Ведь занимаясь им с детства, ты не только всесторонне развиваешься и укрепляешь здоровье, не отвлекаешься на то, что с годами поймешь, было совсем ненужным и пустым, но и получаешь надежду реально зарабатывать этой профессией. И история развития баскетбола в Америке убедительное тому подтверждение, когда миллионы детей по баскетбольным площадкам страны играя, день за днем вносят вклад в реализацию своей мечты и постепенно воплощают в жизнь свои надежды. А ведь у многих-то изначально и надежды-то никакой… В общем-то, об этом всем уже давно известно, но… Скорее всего просто пока не пришло время для осознания, что по сути это неплохая идея. Тогда и проигравших не будет (я имею в виду, что в проигрыше сейчас наш детский баскетбол, как надежда взрослого), тогда будет больше хороших баскетболистов и здоровых людей.

    Тогда и не будет проблемой с выбором из наших хороших игроков и станет понятно, что они заслуживают самые высокие контракты и главное – они просто не смогут не играть ярко, эффектно и увлекательно. Просто потому, что так не бывает – когда человек так долго идет к цели, столько выкладывает сил, да и по большому счету проживает всю жизнь в баскетболе и потом забывает хорошо играть – нет, так не бывает! ;)

    ОтветитьУдалить
  11. Продолжение дискуссии по моему комментарию от 15 июля 2011 г. 14:37

    Давайте опять пройдемся по пунктам
    1. В своем комментарии я не пытался, как вы говорите, дать оценку действиям тренера. И по большому счету согласен с вами в этом пункте т.к. это банальные прописные истины. На просмотре нужно быть готовым показать себя с лучшей стороны. Но все таки еще раз подчеркну, что при всем этом тренер должен уметь разгледеть потенциал. Предположим игрок не готов на 100% функционально, и видно что ему где-то не хватает выносливости или взрывной скорости, при этом технический арсенал игрока на достаточно хорошем уровне. А ту выносливость, взрывную силу можно будет наработать в течении предсезонных сборов. Или другой пример. У игрока хорошо развита моторика, от природы хорошая координация движений, но он не имеет соответствующей технической подготовки, просто потому что его никто этому не учил. Опять же, с помощью специальной работы начиная с предсезонки и далее в ходе сезона, можно существенно подтянуть технику. И по моему мнению, тренер обязан уметь обучать игроков, помогать им становиться лучше, а не тупо, как у нас к сожалению чаще всего и происходит, работать с тем что уже есть.

    2. Я анализирую ваши же слова. Если вы пишите одно, а имеете ввиду другое, то как вы хотите чтобы выс понимали игроки? Конкретно, в статье вы пишете: "Не пытайтесь делать на площадке всё. И выводить мяч, и атаковать, и подбирать, и прессинговать, и подстраховывать, и владеть мячом, и открываться под мяч ..." А здесь в комментариях уже совсем другое - не бросай после дриблинга если не умеешь и т.д.. Согласитесь это разные вещи. Так что тут вы изначально не точно передали то что хотели.

    3,4 и "в заключении"...
    "Будьте самим собой, таким, какой вы есть..." - еще одна совершенная банальщина. Неужели ребята на просмотре были настолько лицемерные, что стоит об этом писать здесь? Может вы припомните конкретный пример с этого просмотра?

    Если вы считаете что я навязываю кому-то неестественные роли, или "учу лицемерить", то вы ошибаетесь. Ты можешь быть самим собой в роли "хорошего товарища", и самим собой в роли "дерзкого противника" (на площадке) по отношению к одному и тому же человеку. И это не есть лицемерие. Можно назвать это игрой перевоплощения. Такая игра повсеместно присутствует в нашей жизни, и особенно в спорте. Ведь как сказал Шекспир: "Жизнь - театр и все мы в нем актеры":). Это психология, и ее нужно понимать, а чтоб понимать, нужно изучать. Никаких отзвуков советского прошлого, боже упаси.
    И в данном случае, Дмитрий, я не оцениваю ваши профессиональные качества как тренера, пока еще рано их оценивать, я лишь пытаюсь сделать небольшой анализ ваших "советов", которые, если подводить итог сводятся к обычной банальщине: "Будь в идеальной физической форме", "точно выполняй указания тренера", "будь самим собой". Это помоему и так должно быть понятно любому нормальному человеку и писать об этом не имеет смысла.

    По поводу мечтателя. Я привел абстрактный пример, и понимаю что в игровых условиях это невозможно делать постоянно в принцыпе, но стремиться к этому нужно. В ответ хотел от вас услышать пример того, что бы вы хотели видеть от игроков, чтоб они произвели на вас впечатление. Вы написали про большого с броском с периметра и про форварда который лучше видет площадку. Вот это конкретика, которую я хотел услышать. Намного конструктивней и понятней перед таким просмотром озвучить кандидатам свою модель игры, критерии по которым вы отбираете игроков в свою команду, и пусть тогда каждый попытается продемонстрировать на сколько он подходит под данную модель, а вы для этой демонстрации естественно должны создать все условия.

    Спасибо за внимание

    ОтветитьУдалить
  12. Базелевский Д.Л.26 июля 2011 г. в 09:05

    Анонимный Продолжение дискуссии по моему комментарию от 15 июля 2011 г. 14:37
    Спасибо, за пристальное внимание к теме и за детальные разъяснения.
    В свою очередь скажу лишь следующее, что запрашиваемый Вами формат несколько велик как для публикации на страницах этого сайта. Это скорее тянуло бы на диссертацию, если рассматривать каждую ситуацию с такими нюансами как Вы предлагаете. К сожалению, времени у меня не так много чтобы расписать по пунктам как всё виделось бы в идеале. На данный момент, мои статьи здесь это лишь мысли вслух выложенные в интернете.
    Ещё раз спасибо за пожелания - буду работать над собой и в этом плане.

    ОтветитьУдалить

Популярное