Поиск по блогу

Перевести сайт - Translate this site

В топе

15 августа 2012

Олег Емец: Поговорим о тренерах

Здравствуйте, друзья! Хочу поделиться своими мыслями касательно тех процессов, что происходят в нашем баскетболе, а точнее поднять тренерский вопрос. Постараюсь сделать это без простыней. Откровенно говоря, вначале хотел высказаться по поводу роли и качестве игрока в сегодняшнем баскетболе, так как чаще контачу в прямом и переносном смысле с ними, но все-таки поговорим о тренерах. Как ни крути, а практически любой игрок проходит определенную тренерскую школу, и именно отсюда мы получаем хорошего, классного игрока и человека.

На мой взгляд, роль и задачи тренера намного важнее и шире, чем скажем, количество олимпийских чемпионов выпущенных им самим. Что я имею в виду? Раньше я не задумывался вообще о таких вещах, как, что мне дал тот или иной тренер или дал ли он мне вообще что-то. Но меня заставила задуматься об этом ситуация в которой оказался я и ребята с которыми я играл в студенческий-перво-высшкинский баскетбол. Так вот многие талантливые ребята, на которых рассчитывали тренера, так и не смогли проявить себя во взрослом мужском баскетболе. Себя я в расчет не беру, так как ставка в последнее время на меня не делалась. Кому-то посчастливилось выходить несколько секунд в первой команде Будивельника, кто-то еще несколько лет после получения высшего образования «доигрывал» за дубль (КНУТД-Будивельник), кто-то поиграл непродолжительное время в высшей лиге, но все это не дошло к так называемой смене поколений хотя бы в миниатюре… Я сейчас говорю не только о своем возрасте (1985г.р.), но и про немного постарше и помладше ребят. Почему так? Как мне кажется, и как я вижу сейчас, то быть по-другому и не могло. Но для того чтобы в этом разобраться предлагаю копнуть немного глубже.

Не секрет, что после перестройки и, так сказать, переформатирования многие не то что тренера, а научные работники были вынуждены идти на рынок, дабы прокормить семьи. В следствии многие ДЮСШа сократились, потеряли в массовости, многие лишились тех тренеров которые давали украинскому баскетболу кадры которые на равных конкурировали с легионерами (первый американец Будивельника плакал после тренировки из-за того, что его один в один «съедали» наши ребята - сейчас такое сложно и представить), и, что тоже очень важно, ДЮСШа не обновлялись свежей баскетбольной кровью в лице тренеров. Соответственно конкуренция пала, и в команды мастеров приходили ребята перспективные, старательные, добротные, но уже больше по инерции, и не такие яркие и сильные как раньше. Как по мне, то последний играющий всем сердцем игрок, это Сергей Лищук, но сейчас тема другая.

Возвращаясь к тренерам, что мы имеем сейчас? Почему с деньгами (я думаю, никто не будет спорить, что они в баскетболе есть, хоть и в большом) не вернулись тренера, а многие и пропали или не стали? Многие тренера сетуют на то, что платят мало денег, для нормального жизнеобеспечения семьи, и я с ними полностью согласен. Только при этом оставаться в баскетболе, это маленькое, почти не заметное, но все-таки видное, преступление. С позицией «как платят, так и работаем» я не согласен в корне. В этом, на мой взгляд, главная беда нашего детско-юношеского баскетбола. Не в том, что нету денег, а именно то, что профессию тренер, некоторые «тренера» просто предали, и решают свои мирские меркантильные вопросы в этой ипостаси. Или я ошибаюсь и придумываю? Я считаю, есть много сфер где можно благоустраивать свой быт, но ни в коем случае не посредством детей, которые помимо физики, получают от тренера и жизненный опыт. В том числе и поэтому мы имеем такую не окрыляющую тенденцию в плане подрастающего поколения. Возможно, я слишком требовательный идеалист, но, по-моему, сегодня время возможностей. Сегодня уже надцатые года, не 90-е и не двухтысячные, и считаю не честно быть одной ногой там, а другой там. Нельзя продолжать роптать, что все плохо, при этом самому ничего не делать. Выбор есть всегда. В конце концов, нужно объявить, что именно плохо (ведь и вправду не мед, уже во взрослом баскетболе осталось три укр. тренера и десяток-два украинцев, которых не страшно выпустить на площадку с легионерами), и нужно ли с этим бороться? А то у меня такое впечатление, что хоть и плохо, но мы, тренера, болельщики, игроки, еще чуть-чуть подождем, а там дальше видно будет. Но для того чтобы что-то требовать нужно начать с себя. Быть требовательным к себе, по-другому это будет не убедительно и даже фальшиво. Поэтому, если хотите, призываю, давайте будем требовательны к себе, только так можно будет двигаться вперед и развиваться.
Пишите, друзья, с удовольствием продолжу общение!

Олег Емец, КМС по баскетболу :)

30 комментариев:

  1. Дмитрий Базелевский15 августа 2012 г. в 11:16

    Хорошая статья, все по делу. Есть по этому поводу и у меня мысли.
    Упрекать людей, которые делают вид что они тренеры, а на самом деле получают лишний мини доход за то, что открыли детям зал и полтора часа курят на улице, наверное не стоит. Эта антитренировка всё-таки лучше, чем закрытый зал. Мне не нравится эта расплываться формулировка идеи развития баскетбола: Чтоб забрать детей с улицы. Но в данном смысле это оправдано, правда речи о баскетболе и тренере здесь нет совсем.
    Я уверен и знаю, что многие тренеры просто не знают, не видели, как работают по-новому. Что теперь требуют от игроков? И я не могу сказать, что в этом только лишь тренеров вина.
    Отсутствие идеи, цели, плана и желания работать в руководстве баскетбола - это смертный приговор детским тренерам. Работа в баскетболе сузилась до одной единственной цели - добыча денег. Цель важная, но что же дальше? Нет стимула и мотивации у детских тренеров. Я слышал, что поехать на соревнования часто является нерешаемой финансовой проблемой для команд. За то, что ты работаешь с детьми, ты должен пойти ещё по городу и почти унижаясь клянчить деньги на поездку для этих же детей. Как этот тренер может учить стойкости, гордости и честности?

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен насчет того что многие тренера не знают, как работать по-новому. По сути, они ограничены в своем пространстве: зал, тренировки, дети, родители, организационные сложности, их преодолевания по средствам тех же родителей. Такое ощущение что чего-то или кого-то не хватает чтобы идти вперед, развиваться самим и развивать эту баскетбольную начальную нишу. Не знаю как правильно это назвать, но что-то схожее на "железную занавесь", то есть что там мы не знаем (но уже догадываемся), а то что у нас мы знаем, и понимаем что мы уже не успеваем, но сами что-то поменять не в силах.
    Касательно стимула и мотивации легче фанатикам, у них другие цели, не добыча денег. По сути на них и держится наш маленький баскетбол, не тот что открыл зал и ушел (что действительно лучше чем закрытый) а с определенным конкретным процессом, позволяющем детям расти до определенного уровня.

    ОтветитьУдалить
  3. Дмитрий Базелевский15 августа 2012 г. в 19:58

    Конечно, не хватает. И личностей, и стремления к чему-то. К чему-то понятному и реальному. Никто не хочет реально оценить реальность и начать строить, а не валить все нужное и не нужное, хорошее и плохое в одну кучу, лишь бы казалось, что много!!!

    Я сам уважаю фанатов своего дела, где же эти фанаты? Быть фанатом и страдать втихую, это на патологию похоже. Пусть это звучит как-то грубовато, но что же это за безмолвное самоистязание? И у людей еще есть семьи, дети. Почему не говорить о своих проблемах вслух? Догадываюсь, что  может быть множество  ответов в стиле: "Сколько ни пытались говорить - толку никакого". или "Хорошо, что есть хоть это. А то вообще выгонят на улицу! Первым можно ответить: "А конкретно, кто, что и как делал? И значит плохо делал." Вторые обязаны понять, что они уже на улице, если выгонят с такой работы - мало что изменится. Может показаться, что я за что-то пытаюсь агитировать, то кроме как о достоинстве этой профессии в Украине, я не говорю. То же самое можно говорить об украинском игроке, но это другой разговор.

    ОтветитьУдалить
  4. Не знаю, пока вопросов больше чем ответов и когда прорвет не известно. Видно людей причастных к профессии тренера в баскетболе настолько сильно мокнули, что они сами не верят в что-то светлое и реальное. Хотя, профессия тренера подразумевает такие личностные качества как упорство, целеустремленность, настойчивость, гибкость, твердая позиция в том или ином вопросе... Видимо не пришло еще понимание что "уже на улице", хоть и в переносном смысле, но это еще хуже чем в прямом.

    ОтветитьУдалить
  5. Один из легиона15 августа 2012 г. в 21:15

    А почему никто не говорит о самой востребованности баскетбола, в последнее время его популярность судя по посещаемости матчей падает с приличной скоростью. Баскетбол стал скучен и вызывает интерес лишь у тех, кто когда-то был связан с ним. Так откуда будет спрос на тех, кто будет учить играть в баскетбол, если эта игра утратила свою привлекательность. И сделано это было руками тех руководителей, которые сейчас находятся во главе федераций, министерств и выше. Тем не менее через пару месяцев народ проголосует за тех кто довел и баскетбол и всё остальное до нынешнего бесцветного состояния. Людям замылили глаза идеей проведения Евро-2015, которая задумывалась лишь как способ украсть государственные деньги - а кого спросили нужен ли кому-то это европейский баскетбол, если отечественный стал неинтересен. А пустозвоны с экранов телевизора убаюкивают тем, как много даст чемпионат всем нам. Кому что дало Евро-2012, кто играет на отгроханных за миллиарды стадионах. Так объясните, чего ещё ждать от этих руководителей которые сейчас не думают чтобы сделать баскетбол для всех, а кормят баснями о том как будет когда-то потом после нашей жизни. Может пожелать им не дожить до этого светлого будущего и поскорее?

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемые коллеги! Говорить можно сколько угодно, но ничего от Наших разговоров не измениться! Те тренеры которые "открывают зал" не читают Наши разговоры, а тем фанатам, которые может и не так как надо, потому что не знаю как надо - некогда еще и Нам здесь отписываться!Зачем? Что я поменял сейчас своим постом и что поменяли Вы, что поменял Укр. партизан своими "томами". 
    Как говорит мой знакомый : "Из любой ситуации есть всегда минимум два выхода, даже когда тебя съели." Я для себя определил на сегодняшний день два выхода: 
    С финансированием.
    Контролирующий орган - организация, ассоциация и т.д. Многие начнут умничать "зачем", "он уже существует", "этим должна заниматься ФБУ", но ФБУ этим не занимается, а нас там не хотят видеть, значит нам нужно что-то свое.
    Без финансирования.
    Это выход "когда тебя съели", что и происходит сегодня, все делаем через "выход".
     Поговорили и что?

    ОтветитьУдалить
  7. А разве у Авангарда есть проблемы?

    ОтветитьУдалить
  8. Та да, верно человек говорит - эт заколдованый круг, с него выхода нет. Тут нужно рубить этот узел, но баскет не та тема чтоб с вилами на барикады. А по другому как, никак. И шо делать.

    ОтветитьУдалить
  9. А шо разницы у кого проблемы? Проблемы видят все и они у многих есть, даже у тех кто в шоколаде, но там подругому. И у Авангарда и у Динамо. Вопрос что делать остается, а то и вправду поговорили и что.
    Ты так зря парня подкалываеш, уверен счас не в ту сторону уйдет спор, а не надо бы.....

    ОтветитьУдалить
  10. Дмитрий Базелевский16 августа 2012 г. в 11:07

    Для тех, кто участвует или наблюдает за общением на этом сайте по теме тренеров. Сайт был создан с целью: а) популяризации и привлечения внимания к баскетболу и спорту в Украине, б) привлечения внимания к проблемам украинского баскетбола.
    Несколько человек стали общаться на общую тему "Украинский тренер". И после нескольких статей и обсуждений вырос логичный вопрос: Что делать? На данном этапе, я считаю, что главное не ждать решения вопросов одним днем и не плюнуть на всё это завтра, это во-первых. Во-вторых, понять, что это общение единственное безбюджетное средство выразить свое мнение и привлечь к себе внимание, если оно (это общение) будет стабильным. Другими словами, если тренер будет знать, что здесь идет разговор об этом всегда и он в любой момент может говорить о своих победах и проблемах, тогда не пять человек будет решать вопрос: Что делать? И ума и сил для ответа на этот будет побольше. В-третьих. Организованно никто не решал этих проблем, да и просто не поднимал этот вопрос. Нужно организовываться. И из этого будут исходить возможности для решения вопросов.
    Повторюсь, на мой взгляд, сейчас важно создать место для общения баскебольных тренеров. Без давления, без собраний, без нагрузки.
    Всем трудно писать статьи, оставьте мысль, проблему, идею одним предложением

    ОтветитьУдалить
  11. Нет, зря Вы так. Зря, что ничего не возможно изменить. Я вот тут иногда тоже пишу и почему-то мне кажется, что не зря это делаю. Поднимать проблемы нужно и отписываться также обязательно. Всё в жизни начинается со слов, любое дело начинается с обсуждения, что не так и что хотелось бы сделать так. В начале обсуждается, все высказывают своё личное мнение, а затем вырабатывают это мнение от группы людей. И чем больше эта группа, тем весомее её слова.
    Вот Вы упомянули "Укр. партизана", а ведь это совсем другая ситуация. Он порой и говорит очень умные вещи, но когда вступает в спор начинает хамить и переходит на личности и становится непонятно то ли он пишет просто для того чтобы засветится - я вот есть такой один революционер и мне ни с кем не по пути, или я не знаю для чего он так пишет. Другой пример, Базелевский - он вроде демонстрирует открытость, с тем же своим "Open Basket' и в своих постах в блоге и в делах, в тех же минилагерях и в семинаре, короче в том, что делал. Вот в чем разница. Если Вы скажите, я всё знаю, все проблемы и знаю как их решать, но буду бороться сам, потому что лавры победителя нужны одному мне, понятное дело вы проиграете. В одиночку никогда ничего не делалось.
    А всем вместе, в смысле, если будем объединятся - сможем. И добьемся чтобы услышали. Но по одному нас просто замолчат. А не хотелось бы. Поэтому Вы верно предлагаете - нужно своё. И в это своё нужно собираться. Есть же у Базелевского организация - можно в неё и можно собираться, что-то не понравится - менять, главное действовать и не молчать. И да, Вы правы многие не читают. Многие не читают потому что не знают, что и где читать, тут проблемы сайта, я писал об этом админу сайта и об этом сказали, что думают, так что есть надежда. Но тут ещё такая проблема, что у тренеров нет времени сидеть в инете сутками и искать где пишут об их проблемах. Поэтому нужно как-то по-другому доносить, вплоть даже до "цыганской почты", передавая как слухи, - мол, зайди или зайдите почитайте, о вашей проблеме пишут. Но всё это делать надо.
    И вот ещё что. Вы говорите, что второй выход "когда тебя съели" - но Базелевского вроде бы не съели, было бы по-другому уже давно была бы поддержка ФБУ, а то так была одна видимость с семинаром, а потом и сдулись. Думаю, если б у него было бы желание быть съеденным, он бы уже был съеденным. А так вроде бы пока, он не ручная оппозиция, а потому есть надежда что это движение будет настоящим и во что-то такое открытое разовьется. Ещё раз повторюсь, надо, надо, надо обсуждать, говорить, спорить, предлагать и так далее. Молчать нельзя, а остальное можно и нужно!

    ОтветитьУдалить
  12. Извиняюсь, что вклиниваюсь с разоблачением ;)
    Но, я от администрации сайта хотел бы сделать небольшое пояснение по поводу высказываний Дмитрия Базелевского. Оно касается сайта. Если быть откровенным, то этот сайт был сделан с одной лишь целью: сделать интернет-страничку в поддержку проводимого БК "Химик" баскетбольного лагеря Basket Camp Yuzhny 2009. Подумалось, а почему бы не сделать что-то альтернативное коротеньким сообщениям о проводимом мероприятии на официальном сайте БК "Химик". Просто другое, просто своё. Подумалось и сделалось. Потом что-то писалось о том, что так и не так в баскетболе. Потом Дмитрий Базелевский спросил можно ли открыть свой блог, где он будет высказывать свои мысли и рассуждения. А почему бы и нет, всем кому есть что сказать по существу и по теме баскетбола - сайт открыт. Я вот почему решил придраться к словам Дмитрия, думаю он не обидится ;)Думайте и делайте, пишите и организовываетесь, и помните: Только поступки и действия оставляют следы.У меня же с сайтом получилось - так почему у вас не получится.Дерзайте! Всем удачи и успехов!

    ОтветитьУдалить
  13. Дмитрий Базелевский16 августа 2012 г. в 11:55

    Все верно! Я скорее говорил о том, к чему и с чем пришли к этому нынешнему сайту.

    ОтветитьУдалить
  14. Убаюкивают то да, главное не убаюкаться. Это уже от нас зависит насколько мы трезво мыслим и где черное, а где белое. Насчет того что баскетбол стал скучен с Вами не совсем согласен! Он что потерял в зрелищности? Не думаю, имея неплохих мастеров иногда красивые сценки разыгрываются. Другое дело кто эти сценки разыгрывает и ставит... Мне как-то сложно переваривать такое количество не играющих наших ребят, а восторгаться легионерами получается больше ситуативно, а хочется ходить на своих. Все взаимосвязано, и только поэтому нельзя отсиживаться и молчать.

    ОтветитьУдалить
  15. Если разуверились даже Вы, а как я понимаю Вы тренер, то так кашу сварить будет сложнее. Вера, это первое что помогает любому человеку, и не все так запущенно как Вам кажется. И насчет съели, ниже человек тоже верно описал. Съесть можно того кто позволяет это сделать, не сопротивляется. Давайте будем реалистами, и оптимистами. Так быстрее мы к чему-то позитивному придем.

    ОтветитьУдалить
  16. Барикады уже были и серьезными масштабами, результат известен. Все в головах, а не в их количестве.

    ОтветитьУдалить
  17. Если б я разуверился, то относился бы к той категории тренеров,
    которые открывают зал, а так пытаюсь работать. А в поговорке я хотел выделить
    минимум два выхода", а не "съели". И ни в коем случае не хотел
    ни кого обидеть! Давайте не только разговаривать, а разрешать ситуацию, во
    время которой нам пришлось жить!

    ОтветитьУдалить
  18. Обоснуйте свой вопрос!

    ОтветитьУдалить
  19. Ну это уже хорошо, просто Вы начали что от разговоров наших ничего не изменится, а я считаю изменится. Не сегодня, но изменится.
    Теперь к варианту 1 и 2.
    С финансированием, если его можно так назвать не складывается, так как по факту его нет на должном уровне, ФБУ это не может организовать. 
    Без финансирования, мне сложно дать оценку, так как я не в таком нутри процесса как Вы, и мне сложно понять что такое "тебя съели, все делаем через "выход", а что через фасад никак?
    Еще третий вариант что-то свое, с первым оно по-моему не сотрудничает на данном этапе, но тут надо понимать что, так как это не точку открыть в гидропарке и шаурмой торговать.
    Кстати, а как Вы работаете?

    ОтветитьУдалить
  20. Что значит : "Кстати, а как Вы работаете?"  Не понял основной сути вопроса!

    ОтветитьУдалить
  21. Школа в большом городе. Дети есть. Тренеров несколько. Соревноваться возможность есть. Сборы себе можете позволить. Родители немного учавствуют. Какие у вас сложности?

    ОтветитьУдалить
  22. Попробовали бы Вы "зайти" в зал в большом городе! 

    Все за счет родителей: инвентарь, экипировка, аренда, участие в соревнованиях,
    сборы. Ни " немного участвуют", а полностью финансируют!

    На соревнования, в большинстве случаев, едут не те кто должен, а те кто
    может! 

    У нас все отлично!)) Не надо завидовать!))

    ОтветитьУдалить
  23. Так, а в чем тут сложность? Я понимаю, если бы родителей с деньгами вообще не было, тогда да. 
    Вы, что думаете, что в маленьком городе как-то по другому с залом у ФСТ "Украина" :))))))? Точно также. Только у родителей денег нет вообще с провинциальными зарплатами. Да и детей, то по большому счету тоже нет - не хотят они заниматься здесь, но работа идет. 
    Или, разве инвентарь - это большая проблема? Раз купил хороших мячей трех размеров - микасс, к примеру, и будут они тебе служить. Пополняй только раз в год по пару штук. Все остальное приспокойно делается своими руками без особых затрат. Форма - 120-150 гривен. Каждый шьет себе раз в два года на вырост и всего-то делов. 
    А, вот, ВЮБЛ уже не поиграешь и из-за отсутствия денег и количества игроков одного возраста. Да и какой смысл по стране мотаться? Толку немного.

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо, Вы открыли мне глаза! Так у нас у ВСЕХ все хорошо! 
    А когда будет плохо - ПРИСПОСОБИМСЯ!

    ОтветитьУдалить
  25. Тут или приспосабливаться  или бросать все это.  Никакие обмены мнениями здесь не помогут, как вы и сами говорили.

    ОтветитьУдалить
  26. По какому варианту, 1,2,3?

    ОтветитьУдалить
  27. Я пытаюсь организовать вариант № 1, только не так глобально как необходимо! Начал с секции.Будет результат пойдем дальше.

    ОтветитьУдалить
  28. Дмитрий Базелевский17 августа 2012 г. в 02:48

    Пахтакор, я Вам хочу сказать большое спасибо за коммент "
    Так, а в чем тут сложность?..." 
    и благодарю за эмоции  "
    Тут или приспосабливаться  или бросать все это... ", но последнее так "приземляет" в энергии!... Ну кто если не мы, те кто имеет силы, возможность и энергию, будет располагать к позитиву? На кого же тогда надеяться МОРАЛЬНО?

    ОтветитьУдалить
  29. Да, в 2010 году  мы ездили в Ригу на соревнования памяти Альфреда Краукла сборной Киева 85 года и у нас тоже не все могли поехать, хотя деньги были символичные (20-30у.е на визу), практически всю поездку проплатил родитель одного мальчика, который-то и по возрасту был много младше и не попадал в команду, но поехал за компанию. Некоторые способные ребята остались дома, а играть турнир с ДЮСШа-1 и VEF-84, сами понимаете две большие разницы, вернее пользу от участия в таких турниров переоценить невозможно. И поди знай, не варись тогда в собственном киевском соку как сложилась бы судьба у нашего возраста. Не исключаю что кто-то и выстрелил.
    Вы ниже ответили что пытаетесь развиваться по 1 варианту, но пытается ли федерация помочь Вам,  чувствуете поддержку?

    ОтветитьУдалить