Поиск по блогу

Перевести сайт - Translate this site

06 сентября 2012

New детский баскетбол - играем по новым правилам!

Аватарка Базелевского Дмитрий Базелевский

На заседании Президиума ФБУ 21 августа было принято решение о запрете зонной защиты и пик-н-роллов в детском баскетболе.

В следующих видео-роликах украинские баскетбольные функционеры разъясняют детали этого нововведения.

 

httpv://youtu.be/BSdehdExuA4

httpv://youtu.be/xnWvgc3xbuA

httpv://youtu.be/8xst4tSQF40

httpv://youtu.be/I_EaKtojFkg

На выложенных видео следующие представители официального баскетбола Украины:
Президент Федерации баскетбола Александр Волков.
Начальник судейского отдела ФБУ, комиссар ФИБА, национальный инструктор ФИБА Владимир Драбиковский.
Директор чемпионата Украины, судья национальной категории Лариса Шабанова.
И председатель тренерского комиссии ФБУ Валентин Мельничук.

А теперь моё мнение, что касается изменений в правилах для детского баскетбола...

Я внимательно выслушал всех выступавших функционеров украинского баскетбола. На мой взгляд, все логично и понятно, обоснованно и разъяснено. Если это есть в развитых странах Европы - пусть будут и у нас эти ограничения. Хотя уже давно было сказано: Чем больше законов (в нашем случае, правил), тем хуже государство (в нашем случае, баскетбол). Ну, да ладно, раз уж многих европейских тренеров нужно бить палкой закона по голове и заставлять не играть зоной и пик-энд-ролом, давай и наших бесшабашных тренеров подучим, что в детском возрасте детям неразумно навязывать защиту зоной. Так как главные качества в игре зоной это опыт, понимание игры, предчувствие событий на площадке и тому подобное, что не может появиться у юных баскетболистов, ну ни в каком варианте. Просто по причине малого возраста.

Меня удивили два момента, в интервью Ларисы Шабановой и Валентина Мельничука. Как я понимаю, речь идет о той ситуации, которую подробнее описал Валентин Мельничук, а Лариса Шабанова намекнула на эти антибаскетбольные схемы развития атаки при защите зоной. Когда оставляют сильного игрока играть один на один, практически на всю площадку, так как правила запрещают слишком близкую подстраховку, в связи с тем, что это считается зоной и нужно стоять рядом со своим игроком, где-то в углу площадки. Вот так и получается, что пара баскетболистов играет один на один на одной стороне кольца, а остальные восемь игроков стоят в уголочке и защитники, и нападающие. Комедийная ситуация, но видимо, так оно и есть.

Так вот, если это имеет место быть в нашем детском баскетболе, то, возможно, стоит пойти по пути NBA и просто ограничить время защиты по принципу зоны. Другими словами, разрешить подстраховку (или кучную защиту, или защиту зоной) более трех секунд. Или пяти. На мой взгляд, это даст дополнительную нагрузку на игроков, так как потребуется больше двигаться и возвращаться к своему игроку, а не стоять в позиции подстраховки. Но за то, это разнообразит палитру решений для защищающегося баскетболиста. Нужно и подстраховывать, и не только следить, но и двигаться к своему игроку.

По пик-энд-ролу, мне кажется, что при нормальной защите не так уж легко играть два на два с помощью "двоечки" в нападении. Возможно, стоит просто учиться и знать, как играть против пик-энд-рола. Это сложно, потому что любая нормальная работа в защите тяжела, но зато это реальное, первичное, командное взаимодействие в баскетболе.

Интересно, что думают об этом реальные детские тренера?

Такие вопросы хорошо бы обсуждать на тренерском совете

BazeCamp в Google+

6 комментариев:

  1. Сначала хочется выразится по форме. По-моему, это унизительно ставить тренеров перед фактом, даже несмотря на то что во многих странах так играют. 
    По сути, момент с ситуацией описанной выше, когда играет один человек, а остальные стоят в сторонке, это вопрос не предписаний сверху, а тренера, его видения баскетбола. Если это и вправду имеет место и действительно массово так "хитрят" наши тренера, то нужно задуматься, как образовать тренера, как дать ему понять что это не то, как научить прежде всего его принимать правильные решения, а игроки научатся уже от грамотного тренера. Тем более, "умельци", и так найдут способ как наигрывать одного-двух, можете не сомневаться.
    Второй момент, почему наши функционеры считают что команда защищающаяся зонной вынуждает нападение атаковать именно с периметра. Не согласен, так как зонная защита детей и зона во взрослом баскетболе это разные защиты, у детей зона не так совершенна (как и нападение) и есть поле для маневров. Не обязательно атаковать с дистанций которые пока не по силам, я знаю что зона это хороший момент для того чтобы учить нападающую команду передвигать мяч, самим игрокам перемещаться, стараться найти выгодное место на площадке. Как следствие игроки учатся создавать выгодную ситуацию для партера (согласитесь, тоже важное умение в любом возрасте, и чем раньше тем лучше принимать такие решения). Я не раз и не два видел среди детей "барабанщиков", и не что так лучше не заставит этого пацана задуматься что не так, чем зона соперника (если тренер сам не подсказал).
    Считаю что не нужно недооценивать детей. Наоборот, чем естественнее для них обстановка тем лучше для них самих. 
    Третье, не знаю заработает ли ограничивание по времени в наших реалиях, но что-то было бы правильно из этой ситуации выжать менее радикальное. Если ввести по секундный лимит на защиту с подстраховкой, то однозначно будут споры, 3 или 5 секунд, 5 или 7 сек. имела место подстраховка, не факт что судьи смогут все усмотреть. Правильное решение можно найти в обсуждении, сами тренера должны высказаться, а высшие инстанции уже рассмотреть и принять или совместно аргументированно доработать.
    Четвертое, на мой взгляд, проблема детского баскетбола не в неумении детей обыгрывать, и не в директивах, а в умении и понимании тренера как нужно строить процесс тренировочный, как вести игру, как вести себя, а дети это уже лакмусовая бумажечка, если можно так выразится, тренера. Хороший тренер сам знает баланс в индивидуальной работе и в командных взаимодействиях. Хороший тренер сам может показать элементы обыгрыша, и когда их применять это зависит от самого игрока, он сам почувствует. Ведь с каждой неделей, месяцем, годом у хорошего тренера он будет расти. Хороший тренер лучше любого функционера видит истинные недочеты как своей команды, так и всей системы.
    Давайте заниматься хорошим баскетбольным тренером, это будет лучшее что мы можем сделать для детей!
    Предлагаю тренерам выразить свою мысль по этому поводу!

    ОтветитьУдалить
  2. С пиками Лариса Алексеевна все четко выразилась "Не ставить заслон игроку с мячом!" Заслон игроку без мяча. Пожалуйста?! Наведение на игрока с мячом?!! Нет правила 3х сек в защите (нет разметки), не оговорено на каком именно раст. надо держать своего игрока. На вытянутой руке, на 3 м.?  Без этого один игрок может всегда находится под кольцом, всего лишь поворачиваясь или смещаясь за подопечным на пол шага. Как отличить коллективный отбор от "элементов" зонной защиты?
    В общем идея правильная, но недоработанная. Или я здесь на периферии что-то пропустил?

    ОтветитьУдалить
  3. Вот Вы тут все о "хорошем" тренере! Щаз! Вот мы почитаем, как правильно быть "хорошим" и начнем отдавать те игры, где можно выиграть 1-4! А потом у директора на ковре будем Вас цитировать. Человек Вы, видимо, хороший, но какой-то уж очень, простите, наивный.

    ОтветитьУдалить
  4. Я привел эту ситуацию в пример только потому, что слышал о ней и Валентин Федорович скорее всего говорил именно о ней. А причина, по которой тренеры так поступают не баскетбольная, она бюрократическая. Детским школам и клубам необходимы отчеты о выступлениях своих воспитанников. От этого зависит отношение (финансирование) к этим школам, и я убежден, что никто из тех перед кем отчитываются тренеры, не понимает в баскетболе ничего. Показатель один - занятое на соревнованиях место. Любой тренер хочет выжить и для отчета ищет пути как, играя по правилам, создать себе преимущество. На то он и баскетбольный тренер, чтобы на прихоть функционеров найти для себя удобный выход. Можно только завидовать такому прагматизму детских тренеров. Им дали правила - они по ним играют и пытаются выигрывать. 

    Считаю, что подобное ограничение по времени при защите зоной можно считать обязательно-условным. Это не правило 3-х секунд в краске, здесь (как и в NBA) нет смысла считать до трех чтобы свистнуть нарушение. Принцип может быть простым: Если ты забыл, что нужно подстраховать и вернуться к своему, если ты не думаешь о том, что нельзя защищаться стоя в 3-х секундной зоне, а нужно учиться правильно работать в защите - это нарушение правил. 
    Я думаю любой нормальный человек поймет (и ребенок в том числе), что такое работа в защите, а что увиливание от работы. Это я про детскую зону. В мужском баскетболе очень сложно физически, хорошо работать в зоне, да и голова работать должна.

    ОтветитьУдалить
  5. то Zloyfizruk
    Нет, я думаю Вы ничего не пропустили. Отличить, коллективный отбор от "элементов" зонной защиты  просто. Нужно не применять "элементов" зонной защиты, и если команда (скорее всего по установке тренера) выполняет атаку игрока с мячом вдвоем, или втроем - эта команда обязана знать, как нужно действовать, если нападающий вышел из сложной ситуации и отдал пас партнеру. Игроки должны знать принцип, по которому они возвращаются в личную защиту, после неудачной попытки  группового отбора. а) к своему игроку, б) к ближнему, в) в трехсекундную зону и к ближнему... Можно и ещё придумать.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за Вашу позицию. А Вам нужно чтобы Вам рассказывали на каком расстоянии нужно держать своего игрока? В этом весь и цинус, что проблемы по значимее функционеры как бы не замечают (те примеры что приводил Базелевский явно не работают на развитие игрока, баскетбола), а отводится взгляд в сторону, еще и со ссылкой на европейский опыт. Пожалуйста, я только ЗА позитивные изменения, только почему никто не говорит что в двойке масса положительных моментов, особенно для защиты. И работают там миниму 4 человека, соответственно каждый должен знать куда и как двигаться. А тот кто умеет защищаться, обречен хорошо играть в нападении. Я считаю что это и есть баскетбол, он должен быть гармоничным, а не исскуственно раздроблен на составляющие.

    Насчет обязательно-условным можно еще согласится, но зная менталитет нашего тренера все равно будут споры, мол там мне свистнули, а там ему пропустили. Поэтому не уверен в правильности ввода ограничений, и какое-то их смягчение может привести к существенным разногласиям. Хотя, может я ошибаюсь.

    ОтветитьУдалить

Популярное