– Как баскетбол появился в Вашей жизни?
– В баскетбол я пришел благодаря моему другу и однокласснику Валерию Старых. Он был высоким парнем, его заметил тренер и пригласил заниматься баскетболом в нашу алчевскую ДЮСШ. Со временем он уговорил меня бросить футбол и за компанию ходить с ним на тренировки по баскетболу. К слову, весомым на то время аргументом в пользу баскетбола, для нас пацанов, были классные болгарские мячи и увлекательные игры на тренировках. Мне было 12 лет, когда я пришел на первую баскетбольную тренировку. До этого я немного занимался легкой атлетикой и плаванием, то есть спорт в любом проявлении был мне интересен. А то, что я остался в баскетболе – это заслуга моего первого тренера Валерия Семеновича Танкилевича. И за это я ему очень благодарен.
– В питерском «Спартаке» Вы пересеклись с тогда еще совсем молодым Андреем Кириленко. Тогда было видно, что он вырастет в игрока экстра-класса?
– Да, с Кириленко мы играли в Питере, и хотя Андрей еще учился в школе, он уже тогда был полноценный игроком нашей команды, в первый год моего выступления в «Спартаке». Чувство игры и физические данные давали определенное преимущество Андрею, но его впечатляющая работоспособность и искренне желание стать сильнейшим баскетболистом и сделали из него звезду мирового масштаба. Я не скажу, что Кириленко «жил» в спортзале, но с уверенностью могу сказать, что компания в составе Николая Падиуса, Игоря Заманского, Геннадия Силантьева и соответственно Андрея Кириленко крайне редко покидала зал после стандартной тренировки. Соревнования в бросках сверху, кто первый забьет сверху два мяча, соревнования в бросках с дистанции, в зале стояла штанга с блинами… – этого было достаточно для работы над прыжком и защитой... Они почему-то никуда не спешили после тренировки, казалось, совсем не уставали после серьезных нагрузок по ОФП (общефизической подготовки)… Я убежден, что только благодаря такому отношению к своей работе, желанию совершенствоваться все они стали известными баскетболистами. И нужно отметить, что уже тогда Андрею прочили большое будущее, карьеру профессионала, и он знал, что скоро уедет в ЦСКА. Но эти авансы только мотивировали его к ещё более серьезной работе над собой. Согласитесь, что для того чтобы стать сильнее кого-то, нужно научиться одерживать победы над собой. Нужно всегда двигаться вперед – через не могу, не ожидая лучших условий, не жалуясь, что всё как-то не так… Кириленко это не только понимал, но и делал. Результат мы видим.
– После перехода из «Спартаке» в «ПАЕЕК» разница чувствовалась во всем?
– Кипрский ПАЕЕК определенно удивил меня, – это была команда, весьма далекая от профессиональной организации. Часть игроков не всегда могла посещать запланированные тренировки, так как они учились или работали. Да и то, что касается выполнения условий контракта, оно было на крайне любительском уровне. За 4 месяца работы в кипрской команде, мы получили пол зарплаты за один месяц. «Хороший» опыт для понимания реалий заграничной жизни. Но я «компенсировал» материальные проблемы приобретениями в моральном и эстетическом плане… – замечательный климат, уникальная природа этого удивительного острова несколько скрашивали финансовые недоразумения.
– Многие украинские игроков в те времена пытались устроиться в НБА. У Вас такие попытки были?
– Да, у меня была такая возможность поехать в тренировочный лагерь «Атланты Хоукс». Было приглашение генерального менеджера этой команды для меня и Григория Хижняка, но так сложились обстоятельства и мы не смогли получить американские визы. Соответственно попасть в НБА так и не довелось.
– Вам удалось поиграть на Тайване, Кипре, в России и Польше. Какой из этих периодов карьеры запомнился и чем?
– Скажу банальность, но все мои выезды за границу мне запомнились, каждый по-своему, конечно. «Удивлю», наверное, – но главное, ведь было то, что во всех странах мне нравилось играть в баскетбол. Остальное было, второстепенным. С точки зрения профессиональной организации баскетбола меня расстроил, как я уже говорил, кипрский «ПАЕЕК», но там такая природа... Тайвань – экзотика, Польша – это Польша. Россия, Санкт-Петербург… – что сказать, красивейший город Европы, культурная столица России. Воспоминания, связанные с ним – прекрасная архитектура, музеи, театры – всё это оставило неизгладимое впечатление. Санкт-Петербург – лучший, после Киева, конечно.
– «Химик» при Вашем непосредственном участии стабильно завоевывал «бронзу». Разбить гегемония «Азовмаша» и «Киева» было нереально?
– Бронза Суперлиги это был лучший результат в моей тренерской карьере. И я бы не сказал, что в тот сезон мы отдали Азовмашу место в финале. Было 5 игр во втором раунде плей-офф из пяти возможных. Но это баскетбол, это мяч…
– Как у Вас в 2009 году возникла идея проводить баскетбольные лагеря? Как считаете, что положительного они дали?
– В первую очередь, идеей, толчком для проведения первого в Украине баскетбольного кемпа была моя работа в летнем лагере Университета Тексес Тех (Texas Tech University) под руководством легендарного Бобби Найта (Bob Knighte). Уезжая из Америки, я подумал, что неплохо было бы перенять этот замечательный опыт и организовать что-то подобное для наших детей. Моё предложение было принято и при поддержке руководства южненского «Химика», в лице Валерия Степановича Горбатко и Сергея Николаевича Назаренко. В итоге мы провели очень интересный, уверен, что нужный, и надеюсь запомнившийся всем, летний лагерь для юных баскетболистов.
– Что пошло не так в «Политехнике-Галичине»?
– Извините, но в каком смысле Вы считаете, что в тот сезон во Львове что-то пошло не так? Если Вы полагаете, что две недели начала чемпионата это реальный срок для оценки тренерской работы, выводов и разрыва контракта, то у меня на этот счет иное мнение. Если Вы думаете, что в нынешней Суперлиге есть такая естественная возможность проявить себя, показать всё что ты можешь как баскетбольный тренер… – то, я считаю совсем не так. И сейчас, те тренеры, которые представлены в Суперлиге, крайне зависимы от удачи в покупках в летний период. К тому же, нужно сказать о той важной составляющей – как необходимая атмосфера в клубе, «химия» отношений внутри команды, на которую не всегда может повлиять тренер. Это не просто создать годами, а за два месяца предсезонной работы и вовсе невозможно. На сегодня тренер Суперлиги напоминает нечто среднее между спортивным менеджером и агентом баскетболистов. Причем менеджерские способности и возможности клуба более значимы, чем тренерские способности. В этом, пожалуй, и кроется секрет, моей такой короткой тренерской работы в регулярном сезоне Суперлиги и не только моей.
Давайте, попробуем разобраться. Есть бюджет, который позволяет мне взять трех иностранцев, равных по качеству одного, призванного в команду легионера, в следующем более успешном сезоне. Как вы думаете, какая команда с одинаковым числом легионеров будет играть лучше и успешнее? Учитывайте, что легионер это легионер и совсем посредственных легионеров практически нет. Своих – лучших, то же не просто найти, они уже разобраны по командам. Пытаюсь объяснить, не снимая ответственности с себя, что в борьбе бюджетов сложно выиграть за счет иных составляющих успеха.
Я считаю, если в профессиональной баскетбольной команде работа строится с игроками, несколько слабого уровня или опираясь на молодежь, то здесь ключом к успеху может быть только время и напряженная работа всего коллектива. Время против денег. Времени мне не хватило.
А то, что вот так сложилось у меня… – значит, так сложилось. Главное, сделать выводы и они были сделаны, и двигаться вперед.
– Многие наши клубов значительно сократили бюджеты перед этим сезоном. Как, по Вашему мнению, это повлияет на наш баскетбол?
– И правильно сделали. Раздутыми бюджетами, покупками дорогих легионеров сейчас мало кого удивишь, то время уже ушло. Хочется надеяться, что те деньги, которые в последнее время тратились на желание произвести впечатление, теперь будут вкладываться в более надежное предприятие. Я считаю, что если бы наши клубы в последние десятилетия более дальновидно занимались баскетболом, то только в городах, где есть команды Суперлиги, на их базе, были бы созданы крупные региональные баскетбольные школы, в них получили работу профессиональные детские тренера. Это бы послужило примером для остальных клубов, для ДЮСШ, которые готовят наше с вами поколение будущих баскетболистов. Без вкладывания средств в «фундамент», без серьезной работы на «нулевом уровне», невозможно построить красивое здание. И если последнее строить с нарушением традиций и естественных технологий, то в совсем скором времени получим и трещины, и разломы… Но нам же это не нужно. Поэтому и верить в лучшее и делать возможное для приближения этого лучшего будущего нужно сейчас.
– На что может претендовать команда с полностью украинским ростером в Суперлиге? Раз так «выстрелил» БК «Киев» в 2010 году, но сейчас никто и близко не претендует на такие результаты.
– «Выстрелы» на авось... Понятно, что и веры в них мало, да и, по сути, они бесполезны. Нужна стратегия, нужны – идея, цель и история (традиция). Нужно побежать в войнах, а не в отдельных боях. История не состоит из отдельных побед, титулов и провалов, история состоит из людей – из друзей, младших и старших в любительском баскетболе, из профессиональных игроков, из молодых баскетболистов и ветеранов, из болельщиков – отца и сына, а может и деда. Вот скажите – Много вы знаете отцов, которые приучили болеть за Говерлу или Азовмаш своих сыновей? Я не знаю.
Что толку от одного точного стрелка (или выстрела) в бою, если у соперника пять таких же стрелков на одного твоего? Если у противника, на замен ушедшего придут десятки готовых держать знамя своего клуба, уверенных в своих традициях, в вере что рядом свой боец. А если вокруг тебя одни варяги, согласен, что хорошо работающие, но только за деньги…?
– Что думаете о натурализации Юджина Джетера? Нашли мы идеальную кандидатуру для натурализации по человеческим и игровыми качествами?
– Джетер – классный и полезный для нашей команды игрок. Судя по всему, по человеческим качествам, он подходит нашим парням, они не надеются на него, как на спасителя в сложных ситуациях и играх, для наших он стал «своим», Юджин заслужил уважение наших игроков. Чем? – лучше спросить у наших сборников.
– Многие молодые украинских игроков, на которых возлагались большие надежды, сильно сдали в прошлом сезоне. С чем это связываете?
– Связать всех одной цепью сложно, да и нужно ли. У каждого игрока своя история, свои лучшие стороны и свои проблемы. Я лишь могу посоветовать перечитать абзац этого интервью об Андрее Кириленко. Нашим игрокам нужно работать, серьезно работать, не сдаваться, даже если журналисты говорят, что сдали… Нужно думать самим, советоваться, слушать украинских опытных игроков и тренеров. Я готов и хочу помогать, а вместе, уверен, мы добьемся воплощения и тех великих надежд.
– Кого из отечественных молодых игроков выделите в этом сезоне?
– Это бессмысленное занятие вешать ярлычки на молодых игроков. Каждая игра, каждое появление и проявление баскетболиста на площадке – сами по себе покажут, кто есть кто. До кого дойдет простой смысл современного баскетбола, тот и проявит себя лучше. По-моему, он заключен в следующем: «Помни, если сегодня, не выкладываясь, ты показываешь себя на свои 100% на площадке, то готовься, что завтра придет молодой, который будет на 10% лучше тебя. Не останавливайся и не оглядывайся, сзади может быть противник».
– Сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки отечественных наставников во главе клубов Суперлиги. Почему сложилась такая ситуация?
– В них не верят или не хотят верить руководители клубов. К сожалению, древняя библейская история «Нет пророка в своем отечестве» по-прежнему имеет влияние.
– Можете сказать, что кто-то из тренеров под руководством которых Вам пришлось играть, стал Вашим учителем на тренерском пути?
– Да, их несколько. Мой первый тренер – Валерий Семенович Танкилевич. Он приучил, что нужно работать и это не пропадает даром. Следующий – Владислав Васильевич Пустогаров – он дал школу жизни профессионального игрока. Зураб Майранович Хромаев – помог, многое объяснил и показал в баскетболе на уровне сборной Украины, Звездан Митрович – показал и доказал, что баскетбол это наука.
– Какую победу в своей недолгой тренерской карьере считаете значимой?
– Это собственное третье место в Суперлиге, о котором я уже говорил. И я считаю очень важной, интересной, но в то же время тяжелой была и вся серия плей-офф 2008, когда «Химик» сыграл в каждом туре плей-офф максимальное количество матчей. Все этапы были до трех побед, и мы достойно сыграли все 15 матчей.
– Следите за кем-то из иностранных специалистов? Перенимаете чей-то опыт?
– Я довольно много читаю – перевожу, – интервью, статьи иностранных тренеров, игроков, но… «не сотворяю себе кумира». Думаю, что чья-то копия в моем лице будет вряд ли кому интересна, мне тем более. А вот желания перенимать опыт, умения, всё то, что называется «учиться, учиться, учиться» – этого у меня не отнять.
– Вы сейчас занимаетесь проектом «Baze camp», но не получали предложения от каких-то клубов? Когда планируете завершить «творческий отпуск»?
– Отпуска, по сути, не было. Всегда было масса таких моментов, идей, которые проявляются и требуют своего воплощения. Я участвовал и организовывал летние баскетбольных лагеря, провел тренерский семинар, был занят в нескольких проектах при подготовке и проведении Чемпионата Европы по баскетболу U16 в г. Киев 2013. Все эти мероприятия, как и планы участия в подготовке и проведении ЧЕ 2015 прорабатываются и воплощаются в жизнь нашей организацией «Basket Open». Кроме того, я также с интересом работаю во всех мероприятиях, проводимых под эгидой Федерация Баскетбола Украины, по популяризации и развитию баскетбола в Украине. К слову сказать, в нынешнем сезоне создана команда Высшей лиги чемпионата Украины по баскетболу БК «Авангард» г. Киев, там я на уровне спортивного директора стараюсь воплотить свои идеи, стратегии и видение развития современного баскетбола и настоящего украинского баскетбольного клуба. А проект Bazecamp.net – это именно та традиция, которую нужно помнить и развивать. Ведь этот сайт был создан как некое неофициальное, альтернативное видение того южненского летнего баскетбольного лагеря. Дальше было решено не прекращать его работу, а по мере возможности развивать. Вот так незаметно он и перерос в, надеюсь, полезный и нужный людям ресурс для интернет-общения. Там я веду свой блог и по случаю приглашаю всех для общения.
Интервью взял Андрей Гулий.
По Кириленко за километр видно что это за человек и профессионал. Когда он приехал играть в ЦСКА было приятно смотреть как пашет этот игрок, и статус Звезда только прибавлял ему ответственности. Успевал везде, и очки набирать и защищаться и за "ничейными" мячами плашмя за мечом ложился. Никогда не болел и не переживал за ЦСКА но в тот период сложно было остаться равнодушным.
ОтветитьУдалитьМячом, а не мечом, конечно. Но для баскетболиста это оно и тоже - оружие.
ОтветитьУдалитьНедавно прочитал, что избранными великими спортсменами становятся те игроки, которые умеют выдерживать и контролировать свои эмоции и энергию. Они чувствуют игру и отдают свой максимум в необходимые моменты как отдельной игры, так и в нужные периоды сезона.
ОтветитьУдалитьКириленко, видимо, это умеет.
Сложно поспорить, интересное наблюдение. Наверное это так, ведь атлетов и светлых голов много, а на вершину взбираются единицы.
ОтветитьУдалить