В последнее время, работая в "Авангарде", я столкнулся с одним вопросом, который несмотря на свою казалось бы банальность заставил меня задуматься. Несколько раз я слышал от родителей юных баскетболистов это обращение за советом: "Как выбрать хорошего детского тренера по баскетболу?"
С одной стороны - такой простой вопрос, с другой - я бы сказал неоднозначный и безусловно важный. Первая мысль, которую хотел озвучить - Ну что за раздумья и сомнения у родителей? Нравится ребенку ходить на тренировки - значит классный тренер. Дети ведь... Главное, чтобы им было интересно, чтобы тянуло к спорту, к баскетболу, в зал, на площадку.
Но я, сам отец, и понимаю что тут не следует упрощать, хочется вникнуть и разобраться - что и как должно быть на тренировке ребенка. Хочется видеть - баскетболом ли, занимается мой ребенок, хочется видеть результаты тренировок. Сложно сказать, сколько пунктов у меня получится, чтобы объяснить каким должен быть детский тренер на мой взгляд, - ведь "аппетит приходит во время еды". А для начал попробую вложиться в десяток советов и если кто подскажет верную мысль буду признателен.
Вот мои "точки отчета" в оценке хорошего детского тренера.
Итак, идем от самого ценного качества, умения, знания к менее значимым (жирным шрифтом я выделил то, что может и должен легко оценить любой родитель, вне зависимости от отношения к баскетболу):
1. Детский тренер обязан сам получать удовольствие от занятий баскетболом, любить детей и эту работу. Если позволите лирическое отступление - тренер должен воодушевлять своим примером отношения к баскетболу, излучать энергию и делиться ею со своими подопечными.
2. Детский тренер обязан ответить почти на любой вопрос по теории и практике баскетбола любому ребенку. К примеру, - Почему в баскетболе это делается так, а не по-другому? Зачем в баскетболе, такие правила? Почему баскетбол лучше всех других видов спорта? Почему баскетболист должен уметь играть в футбол? Зачем баскетболисту бокс? Зачем комбинации в баскетболе? Почему нельзя стать хорошим баскетболистом, если научиться очень хорошо и точно бросать с центра поля? И так далее...
3. Детский тренер обязан иметь план каждой тренировки.
4. Детский тренер обязан объяснять баскетболистам, что они делают, зачем они это делают и ... читай следующий пункт.
5. Детский тренер должен добиваться того, чего он хочет от детей. (ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ПУНКТ. ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР ОБЯЗАН ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ - КАКОГО МАКСИМУМА МОЖНО ДОБИТЬСЯ ОТ КАЖДОГО БАСКЕТБОЛИСТА В ТОМ, ИЛИ ИНОМ АСПЕКТЕ БАСКЕТБОЛА.)
6. Детский тренер обязан уметь показать на собственном примере правильное выполнение основных технических элементов баскетбола. И не менее важно, то что детский тренер обязан уметь показать на собственном примере, подводящие упражнения. (Подводящие упражнения - это отдельные элементы спортивных движений, которые помогают детям быстрее освоить полный баскетбольный технический приём или взаимодействие.)
7. Детский тренер - собранный и опрятный человек. На тренировке он обязательно должен быть в спортивной форме и кроссовках. И вообще в спортивной форме - он должен демонстрировать что он спортсмен!
8. Детский тренер сам участвует в тренировке. Показ движений, взаимодействий, поддержка энергии тренировок.
9. ДИСЦИПЛИНА. Детский тренер обязан быть ГЛАВНЫМ на тренировке. Баскетболисты обязаны знать, что такое ГОЛОС ТРЕНЕРА, и что такое "СВИСТОК" на тренировке.
10. Своим отношением к делу детский тренер обязан работать над уважением к себе со стороны детей и родителей.
Вот вкратце то, что я бы хотел видеть в детском тренере своего ребенка. Думаю, что подобный взгляд может соответствовать представлениям многих родителей, разве что изменяясь в порядке и в выделениях жирных шрифтом. Повторюсь, что сейчас я выразил своё собственное мнение. Но мне хотелось бы услышать и другие мнения, пожелания. Поэтому приглашаю к обсуждению этой важной и необходимой для многих теме - "Как выбрать хорошего детского тренера по баскетболу?".
С уважением, Дмитрий Базелевский.
С одной стороны - такой простой вопрос, с другой - я бы сказал неоднозначный и безусловно важный. Первая мысль, которую хотел озвучить - Ну что за раздумья и сомнения у родителей? Нравится ребенку ходить на тренировки - значит классный тренер. Дети ведь... Главное, чтобы им было интересно, чтобы тянуло к спорту, к баскетболу, в зал, на площадку.
Но я, сам отец, и понимаю что тут не следует упрощать, хочется вникнуть и разобраться - что и как должно быть на тренировке ребенка. Хочется видеть - баскетболом ли, занимается мой ребенок, хочется видеть результаты тренировок. Сложно сказать, сколько пунктов у меня получится, чтобы объяснить каким должен быть детский тренер на мой взгляд, - ведь "аппетит приходит во время еды". А для начал попробую вложиться в десяток советов и если кто подскажет верную мысль буду признателен.
Вот мои "точки отчета" в оценке хорошего детского тренера.
Итак, идем от самого ценного качества, умения, знания к менее значимым (жирным шрифтом я выделил то, что может и должен легко оценить любой родитель, вне зависимости от отношения к баскетболу):
1. Детский тренер обязан сам получать удовольствие от занятий баскетболом, любить детей и эту работу. Если позволите лирическое отступление - тренер должен воодушевлять своим примером отношения к баскетболу, излучать энергию и делиться ею со своими подопечными.
2. Детский тренер обязан ответить почти на любой вопрос по теории и практике баскетбола любому ребенку. К примеру, - Почему в баскетболе это делается так, а не по-другому? Зачем в баскетболе, такие правила? Почему баскетбол лучше всех других видов спорта? Почему баскетболист должен уметь играть в футбол? Зачем баскетболисту бокс? Зачем комбинации в баскетболе? Почему нельзя стать хорошим баскетболистом, если научиться очень хорошо и точно бросать с центра поля? И так далее...
3. Детский тренер обязан иметь план каждой тренировки.
4. Детский тренер обязан объяснять баскетболистам, что они делают, зачем они это делают и ... читай следующий пункт.
5. Детский тренер должен добиваться того, чего он хочет от детей. (ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ПУНКТ. ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР ОБЯЗАН ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ - КАКОГО МАКСИМУМА МОЖНО ДОБИТЬСЯ ОТ КАЖДОГО БАСКЕТБОЛИСТА В ТОМ, ИЛИ ИНОМ АСПЕКТЕ БАСКЕТБОЛА.)
6. Детский тренер обязан уметь показать на собственном примере правильное выполнение основных технических элементов баскетбола. И не менее важно, то что детский тренер обязан уметь показать на собственном примере, подводящие упражнения. (Подводящие упражнения - это отдельные элементы спортивных движений, которые помогают детям быстрее освоить полный баскетбольный технический приём или взаимодействие.)
7. Детский тренер - собранный и опрятный человек. На тренировке он обязательно должен быть в спортивной форме и кроссовках. И вообще в спортивной форме - он должен демонстрировать что он спортсмен!
8. Детский тренер сам участвует в тренировке. Показ движений, взаимодействий, поддержка энергии тренировок.
9. ДИСЦИПЛИНА. Детский тренер обязан быть ГЛАВНЫМ на тренировке. Баскетболисты обязаны знать, что такое ГОЛОС ТРЕНЕРА, и что такое "СВИСТОК" на тренировке.
10. Своим отношением к делу детский тренер обязан работать над уважением к себе со стороны детей и родителей.
Вот вкратце то, что я бы хотел видеть в детском тренере своего ребенка. Думаю, что подобный взгляд может соответствовать представлениям многих родителей, разве что изменяясь в порядке и в выделениях жирных шрифтом. Повторюсь, что сейчас я выразил своё собственное мнение. Но мне хотелось бы услышать и другие мнения, пожелания. Поэтому приглашаю к обсуждению этой важной и необходимой для многих теме - "Как выбрать хорошего детского тренера по баскетболу?".
С уважением, Дмитрий Базелевский.
Хорошо, подробно изложено. Но все эти советы рассчитаны на некий срок - с целью присмотреться к тренеру. А на что смотреть в первую очередь - то есть, узнал что тренирует тренер ребят - пришел к нему на тренировку и смотришь на его работу. Но кто делает эти открытые тренировки?
ОтветитьУдалитьИз практики, всё приходится узнавать со слухов - "ну тренирует, ну вроде бы ничего". А в результате этого ничего ничего и не получается.
Потом задавать тренеру вопросы типа "есть ли у вас план" опасно - он же может обидеться - Ходют тут умники! Потом отыграется на ребенке.
И ещё такой момент, как по-моему, сложный - чтобы спрашивать с тренера ему нужно платить. А Вашему тренеру, с такими требованиями нужно хорошо платить, очень хорошо! Но у нас не принято подобное, чтобы там ни говорили - у нас очень многие живут в Советском Союзе - детей должны тренировать в школе, в секциях и бесплатно. Но времена-то изменились. А кто хочет об этом слушать?Вот что с этим делать?
Насчет посещения тренировок проблем не должно быть, поэтому ориентироваться на слухи не стоит. Про план можно не спрашивать, достаточно посещений нескольких тренировок чтобы определить есть план или нет. А можно и спросить, хорошему тренеру, по-моему, должно быть приятно что родители не просто отдают ребенка "на спорт", но и интересуются что с ним там делают.
ОтветитьУдалитьНасчет оплаты труда тренера вопрос важный, так как в команде может сложится ситуация когда родители будут самостоятельно мотивировать тренера уделять больше внимания именно с его чадом. Кто-то на тортики приглашает, кто звонит кому-то, еще что-то придумывает, вообщем, работа тренера должна достойно оплачиваться. Какая это форма, наверное, нужно смотреть на опыт не больших и не очень богатых, но при этом очень баскетбольных стран - прибалтику, бывшую Югославию.
И еще, если тренер поддается соблазнам более тесного "сотрудничества" с родителями, когда это выходит за рамки рабочих моментов, здоровой спортивной конкуренции для меня он кто угодно, но уже никак не тренер.
Дмитрий, а вот интересно Ваше мнение, впрочем как и других посетителей сайта
ОтветитьУдалить1. Первый тренер моего ребенка, который обучал до перехода в спорткласс приветствовал присутствие на тренировках, а в спортклассе полная противоположность. Ваше мнение по этому вопросу???
2. Сколько оптимально по времени должна занимать тренировка в день (дети 10-13 лет) и не рано ли в таком возрасте проводить две тренировки в день, одна до учебы, вторая после с понедельника по пятницу???
Хочу с Вами согласиться, а также добавить, что выбор тренера, особенно первого, зачастую зависит от
ОтветитьУдалить1. месторасположения секции, как ни странно. Да, сейчас сразу все начнут говорить при чем тут тренер?, но в большинстве своем мы выбираем именно место, а не тренера. Чтобы ребенок мог сам посещать секцию. Учитывая, что баскетбольных секций не так уж и много,например, у нас в городе на 1млн. жителей 12-14 секций (до 5 класса), то о выборе тренера в большинстве своем не приходится говорить.
2. Соглашусь с Андрей Александровичем, что узнавать мнение знакомых, которые посещали или посещают секцию у этого тренера это РЕАЛЬНЫЙ выбор через который проходит большинство родителей.
Что касается пунктов, о выборе тренера, которые указаны в статье, то наверное это идеальный случай :), т.к. просто нет такого количества секций, чтобы были не далеко от дома. И если у Вас в Киеве, это возможно, то я за Вас очень рад.
p.s. частично Ваши пункты выбора тренера могут быть применены при выборе секций по боевым искусствам, этих в каждой школе по две, три :))))))).
По первому пункту, мое мнение, родители должны понимать сами что их присутствие на тренировке, скажем так, не обязательно. Прийти посмотреть не на своего ребенка, а на тренировку (работу тренера), думаю, можно, иначе как выбрать самого тренера. Создавать дополнительные волнения для своего чада и отвлекать не стоит.
ОтветитьУдалитьПо второму, не знаю, но 10 и 13 лет это, скорее всего, разные дети и что первым занадто, то вторым, возможно, особенно если это уже спец класс, в котором по определению должен быть один возраст.