Начну с благодарности всем заинтересованным - задавшим за вопросы и высказавшим мысли по теме "Как выбрать хорошего детского тренера по баскетболу?". Извиняюсь, что упустил эту ветку общения и с опозданием отвечаю. Я решил дать ответы и высказаться далее по теме отдельным постом (надеюсь, что ответы будут найдены...).
А теперь отвечаю, ссылаясь на участников обсуждения.
Алексей, по поводу присутствия родителей на тренировках. Я твердо убежден, что скрывать свою работу детскому тренеру нельзя. Что в том скрывать? Наоборот, нужно быть максимально открытым для всех. Родители имеют полное право знать, чем занимается их ребенок. Это даже долг родителя, если хотите. Я считаю, что стоит даже разрешать смотреть детские тренировки всем желающим, особенно детям. Но здесь встает вопрос элементарной культуры.
Присутствуя на тренировках, дети, не говоря уже о взрослых, обязаны понимать, что любой звук (даже разговор шепотом), любое их движение и передвижение по трибунам или другим местам для зрителей, очень мешают работе тренера и отвлекают игроков. К сожалению, я знаю примеры, когда вот такие родители-зрители могут не стесняясь позволить себе подсказывать ребенку что-то, говорить по телефону во время тренировки и так далее. Понятно их отношение к своему ребенку, принимается и их естественная родительская поддержка и то, что они занятые люди. Всё понятно, но непонятно отношение к тренеру, отношение к его работе. А потому, в данном конкретном случае я полностью на стороне тренера и со своей стороны в подобных ситуация прошу "зрителей" не мешать тренировке и покинуть зал. Просто потому, что спортивный зал в большей своей части обычное рабочее и учебное место, и в довольно короткий срок - место для праздника, соревнования и представления. Поэтому зачастую тренеры, чтобы не отвлекаться, не тратить время на обучение этикету, не воспитывать зрителей, изначально делают тренировки закрытыми и на этом разговор закончен.
Набираясь опыта, я тоже вынужден был делать во всех командах закрытые тренировки. Но, я никому не отказал в посещении тренировки, если человек обратился ко мне (или к ассистенту тренера) с просьбой поприсутствовать на том или ином занятии и нам хватало буквально пол минуты для того чтобы условиться - где, как и сколько можно смотреть. Главный принцип в подобных отношениях - если я вижу, что человек понимает свою ответственность за присутствие на тренировке - добро пожаловать на "производство".
В команде старшего школьного возраста и выше, как и в профессиональных командах ситуация несколько иная. В связи с повышенной нагрузкой, ответственностью и эмоциями, тренер и игроки случаются нарушают некие формы общепризнанных норм культуры, а узкий круг общения предполагает упрощение вариантов обращения друг к другу - думаю, что это вполне объяснимая рабочая обстановка. Если речь не идет о намеренном оскорблении и унижении друг друга, высказанное в запале эмоций крепкое слово или резкое поведение без проблем понимается в своем узком кругу. Естественно, что посторонних это может шокировать и с другой стороны присутствие "чужих" будет определенно сковывать команду в работе. Поэтому здесь у тренеров ещё жестче отношение и требования к зрителям, присутствующим на тренировках .
Касаясь вопроса о двухразовых тренировках, сложно давать совет не зная конкретной ситуации. Для решения этого вопроса нужно учитывать довольно много факторов при организации двухразовых тренировок. По моему мнению, главное в том не перегрузить молодого спортсмена. Не только работой, но и сопутствующими факторами, которые банально перечислим - подъём, завтрак, дорога на тренировку, тренировка, дорога в школу, учеба, дорога домой, обед, дорога на тренировку, тренировка, дорога домой, ужин, домашнее задание школьное, отбой. Всё это идеально только в интернате, потому что спортивный зал, кровать, столовая и учебный класс находятся почти "в двух шагах" друг от друга. И в спорт-интернаты у нас берут с 13-14 лет. Думаю, этот возраст оптимально выбран для повышенной физической нагрузки. И даже в интернате, не каждый будний день можно делать двухразовые тренировки - это безусловно серьезная нагрузка.
Делать двухразовые тренировки без условий типа интерната вполне возможно, но нужно учитывать все те факторы, которые я перечислил выше, и подумать как скоро они могут ребенка выбить из равновесия. В первую очередь речь идет о передвижении по городу во все обязательные точки, и плюс к этому нормальные физические нагрузки спортсмена. К примеру, у меня в детстве бывало по 2 тренировки в день в течение учебного года, но они устраивались один-два раза в неделю. И кроме прочего, в этой ситуации не менее важны знания и энергия тренера.
По вопросу "Как быстрее понять и оценить работу тренера?" Андрея Александровича сложно дать однозначный совет. В первую очередь, стоит оттолкнуться от первых впечатлений и задать себе вопрос - Нравится ли Вам то, что происходит на тренировке: дисциплина, энергия, нагрузки упражнения, ну и общий, так сказать вид всего этого действа?
В вопросе "о требовании у тренера плана работы" мне в комментариях помог Олег. Я тоже считаю, что через несколько тренировок можно это заметить невооруженным глазом, есть тот самый загадочный план или его нет. Но, к слову сказать, я не вижу ничего зазорного в том, что в беседе с тренером спросить над чем будет работа сегодня и завтра. Саму тетрадку с планом, как и риторический вопрос "Если ли у Вас план, мистер...", наверное, не совсем быть может удобно требовать в нашем случае. Возможны варианты, когда тренер имеет четкий план в голове, что совсем не исключает короткого конспекта будущей тренировки в блокноте. И опять же во главе угла должно стоять понимание друг друга. В качестве маленького практического совета предложу - проследите для начала, ведется ли работа от простого к сложному, имеет ли место повторение пройденного на прошлой тренировке и освоение нового с течением времени.
Соглашусь, что Вы правильно заметили - нынешние времена требуют дополнительных оплат тренеру, ведь ставка от государства, мягко говоря, не очень... Это правда жизни. По этой теме ничего не посоветуешь, кроме банального - Узнавайте больше о работе и результатах тренера. Главное не медали, главное его выпускники. В итоге платите достойно тем, в кого верите, рискуйте деньгами с тем, в ком сомневаетесь.
О количестве секций и ДЮСШ много сказано. На мой взгляд,если количество тренеров, доступных залов для детского баскетбола и секций в нашей стране, каким-то волшебным способом умножить на 20, то это стало бы хорошим началом развития баскетбола. А пока ищем в своем районе секцию, затем по прилегающим и потом по городу. Ищем и делаем выбор. И что важно, обязательно ищем, а не делаем это для отчетности - ведь делаем это для тех кто будет жить, работать, руководить и помогать нам жить в этой стране всего через 10-15 лет. И тогда, естественно, мы будем уже надеяться только на них.
А теперь отвечаю, ссылаясь на участников обсуждения.
Алексей, по поводу присутствия родителей на тренировках. Я твердо убежден, что скрывать свою работу детскому тренеру нельзя. Что в том скрывать? Наоборот, нужно быть максимально открытым для всех. Родители имеют полное право знать, чем занимается их ребенок. Это даже долг родителя, если хотите. Я считаю, что стоит даже разрешать смотреть детские тренировки всем желающим, особенно детям. Но здесь встает вопрос элементарной культуры.
Присутствуя на тренировках, дети, не говоря уже о взрослых, обязаны понимать, что любой звук (даже разговор шепотом), любое их движение и передвижение по трибунам или другим местам для зрителей, очень мешают работе тренера и отвлекают игроков. К сожалению, я знаю примеры, когда вот такие родители-зрители могут не стесняясь позволить себе подсказывать ребенку что-то, говорить по телефону во время тренировки и так далее. Понятно их отношение к своему ребенку, принимается и их естественная родительская поддержка и то, что они занятые люди. Всё понятно, но непонятно отношение к тренеру, отношение к его работе. А потому, в данном конкретном случае я полностью на стороне тренера и со своей стороны в подобных ситуация прошу "зрителей" не мешать тренировке и покинуть зал. Просто потому, что спортивный зал в большей своей части обычное рабочее и учебное место, и в довольно короткий срок - место для праздника, соревнования и представления. Поэтому зачастую тренеры, чтобы не отвлекаться, не тратить время на обучение этикету, не воспитывать зрителей, изначально делают тренировки закрытыми и на этом разговор закончен.
Набираясь опыта, я тоже вынужден был делать во всех командах закрытые тренировки. Но, я никому не отказал в посещении тренировки, если человек обратился ко мне (или к ассистенту тренера) с просьбой поприсутствовать на том или ином занятии и нам хватало буквально пол минуты для того чтобы условиться - где, как и сколько можно смотреть. Главный принцип в подобных отношениях - если я вижу, что человек понимает свою ответственность за присутствие на тренировке - добро пожаловать на "производство".
В команде старшего школьного возраста и выше, как и в профессиональных командах ситуация несколько иная. В связи с повышенной нагрузкой, ответственностью и эмоциями, тренер и игроки случаются нарушают некие формы общепризнанных норм культуры, а узкий круг общения предполагает упрощение вариантов обращения друг к другу - думаю, что это вполне объяснимая рабочая обстановка. Если речь не идет о намеренном оскорблении и унижении друг друга, высказанное в запале эмоций крепкое слово или резкое поведение без проблем понимается в своем узком кругу. Естественно, что посторонних это может шокировать и с другой стороны присутствие "чужих" будет определенно сковывать команду в работе. Поэтому здесь у тренеров ещё жестче отношение и требования к зрителям, присутствующим на тренировках .
Касаясь вопроса о двухразовых тренировках, сложно давать совет не зная конкретной ситуации. Для решения этого вопроса нужно учитывать довольно много факторов при организации двухразовых тренировок. По моему мнению, главное в том не перегрузить молодого спортсмена. Не только работой, но и сопутствующими факторами, которые банально перечислим - подъём, завтрак, дорога на тренировку, тренировка, дорога в школу, учеба, дорога домой, обед, дорога на тренировку, тренировка, дорога домой, ужин, домашнее задание школьное, отбой. Всё это идеально только в интернате, потому что спортивный зал, кровать, столовая и учебный класс находятся почти "в двух шагах" друг от друга. И в спорт-интернаты у нас берут с 13-14 лет. Думаю, этот возраст оптимально выбран для повышенной физической нагрузки. И даже в интернате, не каждый будний день можно делать двухразовые тренировки - это безусловно серьезная нагрузка.
Делать двухразовые тренировки без условий типа интерната вполне возможно, но нужно учитывать все те факторы, которые я перечислил выше, и подумать как скоро они могут ребенка выбить из равновесия. В первую очередь речь идет о передвижении по городу во все обязательные точки, и плюс к этому нормальные физические нагрузки спортсмена. К примеру, у меня в детстве бывало по 2 тренировки в день в течение учебного года, но они устраивались один-два раза в неделю. И кроме прочего, в этой ситуации не менее важны знания и энергия тренера.
По вопросу "Как быстрее понять и оценить работу тренера?" Андрея Александровича сложно дать однозначный совет. В первую очередь, стоит оттолкнуться от первых впечатлений и задать себе вопрос - Нравится ли Вам то, что происходит на тренировке: дисциплина, энергия, нагрузки упражнения, ну и общий, так сказать вид всего этого действа?
В вопросе "о требовании у тренера плана работы" мне в комментариях помог Олег. Я тоже считаю, что через несколько тренировок можно это заметить невооруженным глазом, есть тот самый загадочный план или его нет. Но, к слову сказать, я не вижу ничего зазорного в том, что в беседе с тренером спросить над чем будет работа сегодня и завтра. Саму тетрадку с планом, как и риторический вопрос "Если ли у Вас план, мистер...", наверное, не совсем быть может удобно требовать в нашем случае. Возможны варианты, когда тренер имеет четкий план в голове, что совсем не исключает короткого конспекта будущей тренировки в блокноте. И опять же во главе угла должно стоять понимание друг друга. В качестве маленького практического совета предложу - проследите для начала, ведется ли работа от простого к сложному, имеет ли место повторение пройденного на прошлой тренировке и освоение нового с течением времени.
Соглашусь, что Вы правильно заметили - нынешние времена требуют дополнительных оплат тренеру, ведь ставка от государства, мягко говоря, не очень... Это правда жизни. По этой теме ничего не посоветуешь, кроме банального - Узнавайте больше о работе и результатах тренера. Главное не медали, главное его выпускники. В итоге платите достойно тем, в кого верите, рискуйте деньгами с тем, в ком сомневаетесь.
О количестве секций и ДЮСШ много сказано. На мой взгляд,если количество тренеров, доступных залов для детского баскетбола и секций в нашей стране, каким-то волшебным способом умножить на 20, то это стало бы хорошим началом развития баскетбола. А пока ищем в своем районе секцию, затем по прилегающим и потом по городу. Ищем и делаем выбор. И что важно, обязательно ищем, а не делаем это для отчетности - ведь делаем это для тех кто будет жить, работать, руководить и помогать нам жить в этой стране всего через 10-15 лет. И тогда, естественно, мы будем уже надеяться только на них.
Дмитрий, спасибо за отдельную статью по вопросам. К сожалению, так и получается, что некоторые родители начинают влазить в тренировочный процесс, а из-за этого страдают все остальные.
ОтветитьУдалитьПо поводу 2-х тренировок в день я считаю, что это излишне в таком возрасте, т.к. это сильно влияет на учебу, уже само по себе, что ребенок в 10 лет тратит от 40 до 60 мин, чтобы добраться в школу влияет на его успеваемость. К моему сожалению тренера к этому относятся по другому. Но это мое мнение.
По это теме все :).
А вот еще одна тема интересует.
Все мы знаем, что в США лучше всех играют в баскетбол:). Вот хотелось бы узнать, а как там проводят турниры, тренировки для школьников???
Из того, что я читал, видел в Интернете, сильно много обрывочной информации, к тому же про ее достоверность мне сложно судить, например, командные тренировки разрешены не-то за месяц не-то за полтора до начала старта чемпионата, до этого разрешены только индивидуальные; в зависимости от того как ребенок учится, он может быть допущен к соревнованиям, а может и нет. Причем это касается и тренировок; до 14 лет играют на низких кольцах(вроде 2,75м) и т.д. Как я понял, все эти ограничения, если их так можно назвать, прописаны в РЕГЛАМЕНТЕ соревнований.
Обладаете ли Вы достоверной информацией, как там все это происходит??? и если да, то может по свободе как нибудь поделитесь :)
Дмитрий, спасибо за ответ. Я как раз и имел ввиду отдельную статью или несколько статей.
ОтветитьУдалить