Поиск по блогу

Перевести сайт - Translate this site

В топе

17 февраля 2015

Как воспитать Лидера (практические рекомендации)

Дмитрий Базелевский Почему-то редко встречаются публикации тренеров об их практической работе. Откровения о подходах к работе, об акцентах в тренировках, о мыслях насколько тренер может влиять на своих подопечных, как тренер в целом может менять игрока и, вообще, может ли он изменить игрока и команду, каким образом это можно делать, стоит ли пытаться изменить игрока... Нюансов в работе тренера естественно много, и разговор может затянуться на долго. Но почему бы не начать?

Возьмем, к примеру, следующий вопрос для начала. Что можно или нужно попробовать изменить в игроке? Хотелось бы услышать мнения разных тренеров, но так как у нас не особо принято, слышать от тренеров отзывы о своей собственной работе, я выскажу собственное мнение, которое быть может кто-то оспорит или согласится с ним. Я же хочу задать традицию и попросту высказать своё мнение.

Игрок, в первую очередь, это личность, а личности бывают разные. Не будем вдаваться в изучение смысловых понятий слова "личность", возьмем, скажем так, то, что лежит на поверхности характера человека. Обсудим те качества личности, которые крайне необходимы в спорте. "Лидер" и "Ведомый" - естественные такие качества человека и в игре и в жизни. И в контексте спортивных отношений возникают сопутствующие вопросы: Нужно ли воспитывать лидера? Можно ли воспитать лидера? И как это можно сделать? Безусловно, никто не будет спорить, что лидерские качества помогают игроку развиваться и двигаться вперед. С одной стороны, я думаю, сделать из нелидера лидера невозможно. Это та черта характера, которая либо есть, либо ее нет. Но с другой стороны, на какую команду ни посмотришь, в ней обязательно есть лидер или парочка лидеров, так сказать "мотор" команды. Значит, они каким-то образом создаются, вернее, определяются. Вообще-то, мне кажется в командном виде спорта очень легко проверить свои лидерские качества, особенно ребенку. И что самое главное, лидерские качества можно развивать. И так получается что уже в начале разговора я опровергаю свою самую первую мысль о том, что лидером нужно родиться. Думается мне, что так и происходит. Есть истинные лидеры, и есть взращенные лидеры. И снова нужно отметить - в спорте быстрее, качественнее и надежнее можно развить в себе лидерские качества.

В любом случае, юному баскетболисту придется играть в разных командах, не только в одной, с которой он постоянно тренируется. Причин этому много, не буду объяснять, просто так есть. И вот эта особенность баскетбола, что игрок достаточно часто может попробовать себя в роли лидера, делает наш вид спорта уникальным для развития человека в обществе. А иногда, обстоятельства и состав команды просто ставят тебя на роль лидера и хочешь-не хочешь ребенок будет обязан примерить на себя эту роль. Особенно в юном возрасте, не стоит позволять ребенку самому приходить к пониманию того, что он лидер - вполне может случится, что время, шанс или момент уйдут безвозвратно. Нужно говорить, указывать и поощрять моменты, когда юному баскетболисту дается шанс быть лидером. Думаю, это очень наглядная и практическая школа жизни. Внимание! Сейчас было легкое лирическое отступление от темы в пользу рекламы баскетбола.

Вернемся к теме. Как все-таки тренер может воспитывать лидерские качества? Ведь, это хорошо, что дается в баскетболе множество шансов стать лидером, но как ребенок, скажем тинейджер, может понять, что нужно делать, как себя вести и как вообще проявить свои начальные лидерские качества. Вот лично я вижу несколько моментов, которые можно делать на тренировке, чтобы развивались лидерские качества.

а) нужно уже на тренировке создавать ситуации, когда игрок становится лидером, а точнее тренер ставит игрока Лидером. Например, самое простое, ставить игрока в команду (в пару, в тройку, в четверку) во время упражнений с более слабыми партнерами. И обязательно, нужно дать понять игроку, что сейчас на него надежда, что сейчас от может повести эту команду. Другой вариант "отдачи" лидерства одному игроку. Нужно построить так упражнение, чтобы самое важное действие в упражнении отдавалось определенному игроку. Например, в игре 2х2 ставишь задачу атаковать только центровому. На него ложится самое ответственное дело, забить мяч в кольцо. Вот пусть он и старается повести за собой свою пару к победе. Если совсем слабо у игрока с атакой, можно ограничить действия защитников, чтобы "помочь" игроку стать лидером. Или другой пример. Работая над развитием быстрого прорыва, поставить упражнение, когда центровой подбирает мяч и находит пасом партнера для начала быстрого прорыва. Если игрок в этом упражнении будет знать, что от него зависит всё для начала быстрого прорыва и он должен забрать мяч и быстро и точно отдать его партнеру - это и будет тренировка той ответственности, когда от действий игрока зависит всё. И ему "по неволе" нужно в этом упражнении выполнять важнейшую и ответственную роль. Надеюсь понятно, что то, что будет с быстрым прорывом далее ещё важнее, но в этом упражнении мы работаем над началом отрыва и не самое сложное техническое действие игрока (подбор и пас) становится важнейшим и ответственным для данного игрока и он должен понимать, что от него зависит всё.

б) нужно "заставить" игрока принимать решения за всю команду. Здесь вариантов для фантазии тренера множество. Назначить игрока капитаном в тройке и поставить условие, чтобы только капитан говорил, как защищается или как нападает его тройка. Или тот же капитан команды, должен выставлять одного игрока из своей команды для индивидуальных соревнований. Или "обязать" игрока выполнять решающий бросок в командных соревнованиях на тренировке. Или игрок набирает себе команду для определенного соревнования. Понятно, что в любом случае, нужно сделать так, чтобы игрок брал на себя ответственность за общий результат.

в) нужно постараться найти какие-то индивидуальные упражнения и соревнования, в которых игрок вероятнее всего будет побеждать. Например, игрок быстро бегает и прыгает, но очень плохо попадает с дистанции. Можно сделать соревнование, где будут броски по кольцу (за попадание не много дается очков), ускорение, барьеры, дриблинг и заканчиваем броском из-под кольца. Скорее всего наш игрок победит, и ничего нет страшно что соревнование без акцента на баскетбольные навыки (броски на точность), зато наш игрок горд одним из элементов баскетбола, что он лучше других и может быть примером, на которого могут равняться. А баскетбол можно со временем подтянуть.

Если кто-то может поделиться практическими советами как можно дать шанс игроку стать лидером, было бы очень интересно.

В заключении важно отметить, что от реакции тренера на проявление лидерских качеств игроком результат этой работы зависит ещё больше, чем от предложенных упражнений и созданных ситуаций. Если не отмечать и не хвалить игроков за проявленную активность на пользу команды, игрок никак и не почувствует, что он на пути к Лидерству. Я знаю, что иногда в победе одним броском правильнее и полезнее похвалить игрока, который сделал два перехвата в начале четвертой четверти и ещё того игрока, который сделал пять подборов в нападении в третьей четверти, чем того кто совершил победный бросок. Понятно, что побеждает вся команда, но если тренер хочет дать шанс игроку почувствовать себя лидером нужно отыскать те позитивные действия игрока на пользу команды, которые нужно отметить, похвалить и поддержать.

С уважением, Дмитрий Базелевский

3 комментария:

  1. Дмитрий, я согласен во многом и готов продолжить тему. Но сначала задам вопрос, что делать если тренер не ставит цель воспитать и тем более лидера? Не будем сейчас о причинах этого явления, просто рассмотрим такой вариант. Добавлю, партнеры по команде то ли не видят кто лидер, то ли имеет какие-то другие взгляды на это понятие в силу своей молодости.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за вопрос, Олег. Попробую небольшим постом ответить.

    ОтветитьУдалить
  3. Если продолжить тему, то я бы отметил последний абзац. Очень точно расставлены акценты в статье, лидер всегда найдет в себе силы на рывок, зарядит остальных своим примером. Еще стоит отметить тот факт что лидерские качества игрока это прежде всего ответственность и взгляд много дальше собственного носа. Он знает что важно, а что вторично. Это нужно уметь видеть, определять и поощрять.

    ОтветитьУдалить